Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус, сердечники статора и ротора, каждый из которых разделен в средней части радиальным каналом, обмотку статора с лобовыми частями и примыкающими к ним с внещней стороны радиальными перегородками, цилиндрические перегородки, размещенные над сердечником статора с образованием аксиальных каналов между пере6 17 5 15 8 7 /J городками и сердечником статора, вентиляторы , установленные под лобовыми частями обмотки статора и закрепленные на роторе, сердечник которого имеет аксиальные вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической мащины, в сердечниках статора и ротора выполнены дополнительные радиальные каналы, а на аксиальных каналах сердечника статора со стороны среднего радиального канала и на аксиальных каналах сердечника ротора со стороны вентиляторов установлены закрывающие их дополнительные радиальные перегородки . 2. Мащина по п. 1, отличающаяся тем, что в пространстве между сердечниками статора и цилиндрическими перегородками размещены воздуховоды, соединенные со средним радиальным каналом. //1Л I , 12 13 10 i Фы-г./

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1171908 A (51)4 Н 02 К 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

Е Л1 )?,, ll Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 -; - „У

H А ВТОРСКОМЪ/ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ZiS 9 2 (21) 3733791/24-07 (22) 28.03.84 (46) 07.08.85. Бюл. № 29 (72) Л. А. Збарский, Ю. В. Поршнев, А. Н. Бурковский, П. А. Сороко, И. Г. Ширнин и В. Ц. Матушевский (53) 621.313.713(088.8) (56) Алексеев А. E. Конструкция электрических машин. ГЭИ, 1958, рис. 2 — 38.

Борисенко А. И. и др. Аэродинамика и теплопередача в электрических машинах

М.: Энергия, 197,4, рис. 5 — 1. (54) (57) 1. ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, содержащая корпус,. сердечники статора и ротора, каждый из которых разделен в средней части радиальным каналом, обмотку статора с лобовыми частями и примыкающими к ним с внешней стороны радиальными перегородками, цилиндрические перегородки, размещенные над сердечником статора с образованием аксиальных каналов между перегородками и сердечником статора, вентиляторы, установленные под лобовыми частями обмотки статора и закрепленные на роторе, сердечник которого имеет аксиальные вентиляционные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической машины, в сердечниках статора и ротора выполнены дополнительные радиальные каналы, а на аксиальных каналах сердечника статора со стороны среднего радиального канала н на аксиальных каналах сердечника ротора с0 стороны вентиляторов установлены закрывающие их дополнительные радиальные перегородки.

2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что в пространстве между сердечниками статора и цилиндрическими перегородками размещены воздуховоды, соединенные со средним радиальным каналом.

1171908

Изобретение относится к электромашиностроению и касается усовершенствования охлаждения электрических машин.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем выравнивания температуры по длине электрической машины.

На фиг. 1 показана электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — 4 варианты выполнения электрической машины.

Электрическая машина состоит из корпуса !, подшипниковых щитов 2, теплообменника 3, вентиляторов 4, центрального радиального канала 5, сердечников статоров 6, разделенных радиальными каналами 7 на отдельные пакеты 8, обмотки статора 9, сердечников ротора 10, разделенных каналами 11 на отдельные пакеты 12. Аксиальные каналы ротора 13 закрыты со стороны вентиляторов 4 дополнительными радиальными перегородками 14.

Цилиндрические перегородки 15 установлены над сердечниками статоров 6 с образованием аксиальных каналов 16, закрытых со стороны центрального радиального канала 5 дополнительными радиальными перегородками 17. В зоне лобовых частей обмотки статора 9 установлены радиальные перегородки 18. На фиг. 2 показан вариант установки дополнительных цилиндрических перегородок 19 в аксиальных каналах 16 над сердечниками статоров 6 между поверхностью сердечника и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 и разделяющих аксиальные каналы 16 вдоль электрической машины на две части. При этом образованные между двумя цилиндрическими перегородками 15 и 19 аксиальные каналы 20 выполнены со стороны центрального радиального канала 5 открытыми, а аксиальные каналы 21 между дополнительной цилиндрической перегородкой 19 и сердечником— закрытыми.

На фиг. 3 показан вариант установки труб 22 в аксиальных каналах между сердечниками статоров 6 и цилиндрической перегородкой 15, примыкающих к радиальным перегородкам 17 с образованием открытых каналов 23 через указанные трубы со стороны центрального радиального канала 5.

На фиг. 4 показан вариант установки карманов 24, примыкающих к цилиндрическим перегородкам 15 и радиальным перегородкам 17, образующих открытые каналы 25 со стороны центрального радиального канала 5.

При движении хладагента (показано на фиг. 1 стрелками) хладагент выходит из теплообменника 3, проходит через центральный радиальный канал 5, поступает в аксиальные каналы ротора 13, в которых разделяется на ряд потоков и проходит по радиальным каналам 11 и 7, попадает в аксиальные каналы 16, а затем, соединяясь в общий поток, проходит через решетку лобовых частей обмотки статора 9 и поступает на вход вентиляторов 4. Из вентиляторов хладагент поступает по каналам между подшипниковым щитом 2 и радиальной перегородкой 18 в теплообменник 3, далее цикл повторяется.

Таким образом, разделение сердечников статора 6 и ротора 10 радиальными каналами 7 и 1! на отдельные пакеты 8 и 12, выполнение аксиальных каналов ротора 13 со стороны вентиляторов 4 и аксиальных каналов 16 со стороны центрального радиального канала 5 закрытыми позволяет снизить максимальный нагрев обмотки статора с помощью подачи значительной части охлажденного воздуха в центральный радиальный канал, обеспечить выравнивание температурного поля по длине электрической машины и повысить эффективность охлаждения активных частей статора и ротора.

На фиг. 2 — 4 показаны варианты конструкции, в которых хладагент, выходя из теплообменника 3, разделяется на несколько потоков: одна часть хладагента поступает в центральный радиальный канал 5 и далее по описанной схеме, а вторая часть хладагента поступает соответственно в аксиальные каналы 20, 23 и 25, открытые со стороны центрального радиального ка40 нала 5, выходит из этих аксиальных каналов, поступает на решетку лобовых частей обмотки статора 9 и, охлаждая ее, поступает общим потоком на вентиляторы 4.

Изобретение позволяет снизить макси45 мальный нагрев обмотки статора и выравнять температурное поле вдоль длины электрической машины, 1171908

/У Z0ФZ/ 17 5 б /Г б Я,7 /7,7 б !Ó 25 б 24<7 У

Редактор Н. Пушненкова

Заказ 4911/47

Состав и тел ь A. Вон но в

Техред И. Верес Корректор Е. Рошко

Ги,:гаж 646 Подписное

ВНИИПИ Гос, дарственного комитета СССР по делам изобретений и оз крытий

113035, Москва, iK — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент:, г. Ужгород, ул. Проектная, 4