Транспортное средство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее двигатель внутреннего сгорания , в воздухозаборнике газовоздушной системы которого установлен воздушный фильтр, а вьшускная труба выполнена с эжектором, к узкой части которого подведена отсосная трубка, и кабину оператора, оборудованную водоиспарительным воздухоохладителем с теплообменником, разделенным влагонепроницаемыми перегородками на чередующиеся каналы для прохождения вспомогательного увлажняемого потока воздуха, входная часть которых сообщена с атмосферой, а выходная часть соединена воздуховодом с газовоздушной системой двигателя внутреннего Ьгорания, и каналы основного потока воздуха, сообщенные с кабиной и . с вентилятором, отличающеес я тем, что,с целью улучшения его эксплуатационных качеств путем повышения эффективности и надежности работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания за счет оптимизаций их. взаимодействия, оно снабжено оборудованным управляемой заслонкой трубопроводом, подсоединенным одним концом к указанному воздуховоду на его участке между фильтром двигателя и воздухоохладителем кабиi ны, А другим концом - к отсосной трубке эжектора, причем упомянутый воздуховод на участке между фильтром двигателя и указанным трубопроводом сообщен с атмосферой подпружиненным .клапаном. 2. Средство по п. 1, отличающ е е с я тем, что управление указанч ной заслонкой трубопровода выполнено в виде тяги, соединяющей ее кинемаtc ч р1 тически с установленной на выходе вьшускной трубы подвижной крышкой. С5

СОЮЗ СОНЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„117275

®0 (, ) ) э, „

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Ц I!

?Т -:.

485@);-g, Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t вв., ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3765605/27-11 (22) 18. О 7. 84 (46) 15. 08. 85. Бюл. Я - 30 (72) B..А.Михайлов (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "НАТИ" (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 854764, кл. В 60 К 13/02, 1978. (54)(57) 1. ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, содержащее двигатель внутреннего сгорания, в воздухозаборнике газовоздушной системы которого установлен воздушный фильтр, а выпускная труба выполнена с эжектором, к узкой части которого подведена отсосная трубка, и кабину оператора, оборудованную водоиспарительным воздухоохладителем с теплообменником, разделенным влагонепроницаемыми перегородками на чередующиеся каналы для прохождения вспомогательного увлажняемого потока воздуха, входная часть которых сообщена с атмосферой, а выходная часть соединена воздуховодом с газовоздушной системой двигателя внутреннего

1 (1)4;В 60 К 13/02 В 60 Н 3/04 сгорания, и каналы основного потока воздуха, сообщенные с кабиной и . с вентилятором, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что,с целью улучшения его эксплуатационных качеств путем повышения эффективности н надежности работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания за счет оптимизации их, взаимодействия, оно снабжено оборудованным управляемой заслонкой трубопроводом, подсоединенным одним концом к указанному воздуховоду на его участке между фильтром двигателя и воздухоохладителем кабины, а другим концом — к отсосной трубке эжектора, причем упомянутый воздуховод на участке между фильтром двигателя и указанным трубопроводом сообщен с атмосферой подпружиненным клапаном.

2. Средство по п. 1, о т л и ч а ющ .е е с я тем, что управление указанной заслонкой трубопровода выполнено в виде тяги, соединяющей ее кинематически с установленной на выходе выпускной трубы подвижной крьппкой.

1 11727

Изобретение относится к транспортным средствам, снабженным двигателем внутреннего сгорания и кабиной, оборудованной системой кондицконирования воздуха, в частности к сельскохозяйст-5 венным тракторам, и может быть использовано на автомобилях, комбайнах, строительно-дорожных машинах и других самоходных средствах.

l 1О

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства путем повышения эффективности и надежности работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания за счет оптимизации их взаимодействия.

Э

На фиг. 1 схематически изображено устройство транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 — сечение А-А 2О на фиг. 1; на фиг. 3 — узел l на фиг. 1; на фиг. 4 — узел П на фиг. 1.

Транспортное средство содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, воздухозаборник газовоздушной систе- 25 мы которого оборудован воздушным фильтром 2, а выпускная труба 3 снабжена эжектором 4, к узкой части которого подведена отсосная трубка 5.

Кабина 6 оператора оборудована ЗО водоиспарительным воздухоохладителем 7; снабженным теплообменником 8, разделенным влагонепроницаемыми пере-городками 9 на чередующиеся каналы 10 и 11. Каналы 10 служат для прохождения основного потока воздуха. Каналы 11, стенки которых облицованы гигроскопическими пластинами 12, служат для прохождения увлаж-няемого вспомогательного потока воэ- ® духа и орошаются водой.

Теплообменник 8 установлен в поддоне 13, связанном дренажным трубопроводом 14 с водяным баком 15, который снабжен насосом 16, сообщенным 4> нагнетательным трубопроводом 17 с системой орошения (не показана) каналов 11. Входная часть каналов 11 вспомогательного потока воздуха и каналов 10 основного потока воздуха 5О сообщена через фильтр 18 с атмосферой. Выходная часть каналов 10 основного потока воздуха сообщена с вентилятором 19, подающим воздух в кабину 6 через воздухораспределитель- 5 ные дефлекторы 20. Выходная часть каналов 11 вспомогательного потока воздуха соединена воздуховодом 21

56 2 с воздушным фильтром 2 двигателя 1, Как показано на фиг, 1 в качестве воздуховода может быть использована полая стойка каркаса кабины. Воздуховод 21 сообщен также трубопроводом 22 с отсосной трубкой 5 эжектора 4.

Трубопровод 22 оборудован управляемой заслонкой 23, управление которой может быть выполнено, например, в виде тяги 24, соединяющей .ее кинематически с подвижной крышкой 25 выпускной трубы 3, установленной на ее выходе.

Воздуховод 21 на участке между фильтром 2 двигателя 1 и трубопроводом 22 сообщен с атмосферой с помощью подпружиненного клапана 26, выполненного, например, в виде крышки, установленной на. оси 27. в окне 28 в стенке воздуховода 21 и прижимающейся к этому окну с помощью пружины 29.

Устройство работает следующим образом.

При включении насоса 16 вода из бака 13 по нагнетательному трубопроводу 17 поступает на орошение гигроскопических пластин 12 каналов 11 вспо-. могательного потока воздуха, стекает затем в поддон 13 и оттуда по дренажному трубопроводу 14 возвращается в бак 15.

При включении двигателя 1 в его фильтре 2 и воздуховоде 21 создается разрежение. Выхлопные газы, выходя из выпускной трубы, открывают крышку 25, которая через тягу 24 вызывает поворот заслонки 23 в трубопроводе 22, в котором при этом в результа.те соответствующей работы эжектора 4 создается разрежение. За счет разре-: жения в воздуховоде 21 и трубопровод . 2 атмосферный очищенный от пыли в фильтре 18 воздух поступает в каналы 11 вспомогательного потока, вызывая испарительное охлаждение пластин 12 и перегородок 9 теплообменника.

При включении вентилятора 19 очищенный от пыли атмосферный воздух проходит через каналы 10, где охлаждается, поступая затем через вентилятор 19 и дефлекторы 20 в кабину..

Согласование взаимной работы воздухоохладителя и двигателя внутреннего сгорания происходит следующим образом.

Если транспортное средство, напри-. мер, трактор оборудован двигателем небольшой мощности и ему при roëíoé

3 11727 загрузке для обеспечения нормального процесса сгорания топлива требуется воздуха столько же или меньше, чем это необходимо для оптимальной подачи в каналы вспомогательного потока теплообменника воэдухоохладителя, клапан 26 постоянно находится в положении, закрывающем окно 28 (показано сплошной линией), При полной загрузке двигателя внутреннего сгорания 10 крышка 25 выпускной трубы полностью открыта (показано сплошной линией) под действием потока выхлопных газов.

При этом заслонка 23 (показано сплошной линией) перекрывает трубопровод 22 и воздух из каналов 11 вспомогательного потока поступает в основном в двигатель внутреннего сгорания.

При снижении загрузки двигателя 20 внутреннего сгорания и уменьшения при этом количества выхлопных газов и воздуха, поступающего в двигатель, крышка 25 опускается, а заслонка 23 открывает трубопровод 22 (положения крышки 25 и заслонки 23 показаны пунктирными линиями). Вследствие этого воздух из воздухоохладителя поступает как в двигатель, так и в трубопровод 22 и, таким обра-gp зом, его количество в каналах 11 вспомогательного потока сохраняется практически постоянным.

Если двигатель потребляет воздуха больше, чем требуется воздухоохладителю, в воздуховоде 21 около воздушного фильтра 2 создается двига-. телем повышенное разрежение. Вследст56 4 вие этого клапан 26 открывается, преодолев действие пружины 29, и дополнительное необходимое количество воздуха поступает в двигатель через окно 28 из атмосферы. Положение клапана 26 при полной загрузке двигателя показано штрих-пунктирной, а при частичной — пунктирной линиями. Положения заслонки 23 при указанных положениях клапана 26 аналогичны предыдущему случаю.

Таким образом, и при применении более мощного двигателя при переменных режимах его работы количество воздуха в каналах вспомогательного потока теплообменника воздухоохладителя сохраняется практически постоянным. При этом такое оптимальное взаимодействие двигателя внутреннего сгорания и воздухоохладителя кабины происходит автоматически.

В результате оптимизации взаимодействия воздухоохладителя с двигателем внутреннего сгорания независимо от его первоначальной мощности и изменения загрузки повышается эффекжвность и надежность работы как воздухоохладителя с точки зрения обеспечения нормального микроклимата в кабине, так и двигателя внутреннего сгорания, что улучшает эксплуатационные качества транспортного средства в целом и способствует улучше-нию условий труда оператора.

Изобретение можно использовать при разработке систем кондиционирования универсально-пропашного трактора.

1172756

A -А

12

12

О 11

Фиг. 3

Х

26

Составитель Л.Смольская

Редактор Л.Пчелинская Техред М. Гергель Корректор В. (» "ицкая

Заказ 4961/15 . Тираж 650 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,