Опорный узел вала вентилятора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА ВЕНТИЛЯТОРА , содержащий корпус, установленные в нем на валу радиально-упорный и радиальный подшипники, внутренние кольца которых зафиксированы от осевого перемещения , причем наружное кольцо радиальноупорного подщипника жестко закреплено в корпусе, а его внутреннее кольцо со стороны наружного торца контактирует с навинченной на вал гайкой, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости монтажа подшипников и увеличения их долговечности, узел снабжен втулкой с упорным буртом, установленной на валу с возможностью осевого перемещения и контактирующей наружной поверхностью с внутренним кольцом радиально-упорного подщипника , торцом - с гайкой, буртом - с внутренним торцом упомянутого кольца, а наружное кольцо радиального подшипника жестко закреплено в корпусе.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 04 D 29 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
7 12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3701841/25-06 (22) 28.12.83 (46) 15.08.85. Бюл. № 30 (72) О. К. Грицанюк, С. Ф. Кадыгроб, А. И. Файн и Н. М. Шконда (53) 621.635 (088.8) (56) Галимзйнов Ф. Г. Вентиляторы. Атлас конструкций; М.: Машгиз, 1963, с. 58, фиг. 44.
Там же, с. 66, фиг. 51. (54) (57) ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ВАЛА ВЕНТИЛЯТОРА, содержащий корпус, установленные в нем на валу радиально-упорный и радиальный подшипники, внутренние кольца которых зафиксированы от осевого переме„„SU„„1173071 А щения, причем наружное кольцо радиальноупорного подшипника жестко закреплено в корпусе, а его внутреннее кольцо со стороны наружного торца контактирует с навинченной на вал гайкой, отличающийся тем, что, с целью уменьшения трудоемкости монтажа подшипников и увеличения их долговечности, узел снабжен втулкой с упорным буртом, установленной на валу с возможностью осевого перемещения и контактирующей наружной поверхностью с внутренним кольцом радиально-упорного подшипника, торцом — с гайкой, буртом — с внутренним торцом упомянутого кольца, а наружное кольцо радиального подшипника жестко закреплено в корпусе.
1173071
Составитель Н. Огарко
Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор М. Келемеш
Заказ 5028/31
Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к опорным узлам вала вентилятора.
Целью изрбретения является уменьшение трудоемкости монтажа подшипников и увеличение их долговечности.
На чертеже изображен опорный узел вала вентилятора.
Опорный узел вала вентилятора содержит корпус 1, установленные в нем на валу
2 радиально-упорный подшипник 3 и радиальный подшипник 4, внутренние кольца 5 и 6 которых зафиксированы от осевого перемещения, причем наружное кольцо 7 радиально-упорного подшипника 3 жестко закреплено в корпусе 1, а его внутреннее кольцо 5 со стороны наружного торца
8. контактирует с навинченной на вал 2 гайкой 9. Узел снабжен втулкой 10 с упорным буртом 11, установленной на валу 2 с возможностью осевого перемещения и контакти- 20 рующей наружной поверхностью 12 с внутренним кольцом 5 радиально-упорного подшипника 3, торцом 13 — с гайкой 9, буртом 11 — с внутренним торцом 14 кольца 5, а наружное кольцо 15 радиального подшипника 4 жестко закреплено в корпусе 1.
Втулка 10 зафиксирована от поворота шпонкой 16.
При сборке опорного узла вала вентилятора внутреннее кольцо 5 радиально-упорного подшипника 3 размещают на втулке 0 и с помощью гайки 9 за счет подвижности втулки 10 устанавливается необходимый осевой зазор, который определяется расчетным путем с учетом тепловых расширений вала 2 и корпуса 1 и деформацией подшипников 3 и 4 под нагрузкой. В процессе работы элемента конструкции имеют возможность тепловых.расширений без перемещений колец 5 и 6 по валу, что устраняет опасность их перекосов и износ вала 2.
Опорный узел вала вентилятора по изобретению позволяет уменьшить трудоемкость при монтаже подшипников благодаря исключению операции комплектовки подшипников и упрощению регулировки их зазоров и повысить срок их службы за счет устранения перекосов колец и износа посадочных мест под внутренними и наружными кольцами.