Ротор электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1.РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ с испарительным охлаждением, имеющий полый вал, выполненный в виде осевой тепловой трубы с.зонами конденсации и испарения, и заполненные хладагентом образованные из аксиальных и радиальных каналов замкнутые контуры, причем один из аксиальных каналов каждого контура расположен на поверхности тегоговой трубы, отличающийся тем, что,.с целью повышения зффективности охлалздения, аксиальный канал , расположенный на поверхности тепловой трубы, имеет коническую форму . 2. Ротор по п.1, отличающ и и с я тем, что уширенная часть 9 канала с конической поверхностью расположена со стороны зоны конденсации тепловой трубы.

СС(ОЭ СОВЕТСНИХ

РЕСПУЬЛИН () 9) (11) (S1)4, Н 02 К 9 20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

®(ЕСОИ3гq g

)3 ;: т -,-,; ., „„

ЗИБЛИО)ЕМ

К АВТОРСКОМУ СВИ(ЦЕТЕЛЬСТВУ конденсации и испарения, и заполненные хладагентом образованные из аксиальных и радиальных каналов замкнутые контуры, причем один из аксиальных каналов каждого контура расположен на поверхности тепловой трубы, отличающийся тем„ что,.с целью повышения эффективности охлаждения, аксиальный канал, расположенный на поверхности тепловой трубы, имеет коническую форму.

2. Ротор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что уширенная часть канала с конической поверхностью Э

И2 расположена со стороны эоны конденсации тепловой трубы.. (21) 3586330/24-07 (22) 03.05.83 (46) 15.08,85. Бюл. В 30 (72) В.Л.Баранцевич, В.П,Глазков, И.К.Кондратюк и С.И.Опрышко (71) Истринское отделение Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (53) 621.313,713{088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 541 244, кл. Н 02 К 9/20, 1974.

Авторское свидетельство СССР

Ф 584395, кл. H 02 К 9/19, 1974. (54)(57) 1.РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИ Hbl с испарительным охлаждением, имеющий полый вал, выполненный в виде осевой тепловой трубы с .зонами

3 11 2

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1173492

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с испарительным охлаждением.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения.

На фиг.! показан ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1.

B корпусе 1 ротора имеется полый вал, выполненный в виде осевой тепловой трубы 2, содержащей зону конденсации 3 и зону испарения 4.

На поверхности тепловой трубы 2 расположены аксиальные каналы 5, со- !g единенные радиальными каналами б и 7 с аксиальными каналами 8.

Каналы 5-8 образуют замкнутые контуры, каждый из которых при заполнении теплоносителем представляет собой отдельную тепловую трубу.

Аксиальный канал 5 имеет коническую форму, причем его уширенная часть 9 находится со стороны зоны конденсации 3. Угол наклона стенки 102 к оси 11 определяется частотой вращения ротора и его размерами, причем установлено, что наиболее целесообразный диапазон изменения угла наклона находится в пределах 0,5 — 20 град. Малые значения угла наклона

30 целесообразны для высокоскоростных, большие — для тихоходных машин, ЗКспериментально установлено, что увеличение угла наклона свыше 20 град не приводит к существенному улучшению охлаждения, а при выполнении угла наклона меньше 0 5 град эффективность охлаждения резко уменьшается в связи с ухудшением циркуляции теплоносителя.

Технологически проще изготовить ротор, если каналы 5-8 находятся в одной плоскости. Эта плоскость может быть наклонена к оси вращения, например с учетом скоса пазов рото— ра, так, чтобы каналы были располо— жены параллельно лазам. Но наиболее просто размещение каналов, если эта плоскость расположена радиально, как это показано на фиг.2 °

Система охлаждения работает следующим образом.

Сконденсированный в каналах 5 хладагент под действием центробежных сил поступает в каналы 6 и далее в каналы 8, где происходит процесс испарения от нагрева потерями в обмотке и на поверхности ротора.

Из каналов 8 пар по каналам 7 и 6 поступает в каналы 5, где конденсируется за счет отбора тепла при помощи тепловой трубы 2, работающей известным способом.

Так как эоны конденсации отдельных тепловых труб, образованных каналами 5-8, расположены на поверхности зоны испарения осевой трубы 2, то для работы системы охлаждения необходимо, чтобы температура кипения хладагента в замкнутых контурах (внешних тепловых трубах) была выше температуры кипения хладагента в осевой тепловой трубе 2 °

Разность температур кипения хладагентов устанавливается в конкрет— ных случаях в зависимости от теплового потока и допустимой темпе ратуры нагрева ротора. !

В предлагаемой системе благода— ря конической форме каналов хладагенты в указанных каналах и зоне испарения тепловой трубы 2 движутся встречно, чем обеспечивается хорошая теплопередача между замкнутыми контурами (внешними тепловы— ми трубами) и тепловой трубой 2, Использование предлагаемого ротора позволит повысить надежность системы охлаждения в 1,5-2 раза, так как при повреждении (разгерметизации) одного или нескольких независимых замкнутых контуров остальные контуры продолжают функционировать.

1173492

Составитель Л.Карцева

Техред Т.Дубинчак Корректор А.Обручар

Редактор К, Волощук

Заказ 5075/52 Тираж 646

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4