Способ термической обработки рельсов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1, СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ, включающий объемную аустенизацию, прерывистое охлаждение поверхности головки движущегося рельса и самоотпуск, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью увеличения сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки, поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450 - З00с, а затем - водой до 200-150°С. i 2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве полиСЛ мера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.%.
СООЭ СОВЕТСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 С 21 О 9/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 3547770/22-02 (22) 01.02,83 (46) 23.08.85. Бюл. У 31 . (72) А.П. Бабич, В.Н. Ермолаев, В.И.Шпак и В.В.Чухна (71) Украинский ордена Трудового
Красного Знамени научно-исследовательский институт металлов (53) 621.785.79(088.8) (56), Авторское свидетельство СССР
В 485160, кл. С 21 D 9/04, 09.04.73.
Авторское свидетельство СССР
М 469758, кл.. С 21 D 1/60, 31.08.71.
Лемпицкий В.В., Казарновский Д.С.
Производство и термическая обработка железнодорожных рельсов ° - М.:
Металлургия, 1972, с. 172-187.
„„SU„„l 74487 (54)(57) t. СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЛЬСОВ„ включающий объемную аустенизацию, прерывистое охлаждение поверхности головки движущегося рельса и самоотпуск, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры сорбита закалки, поверхность головки рельса охлаждают водным раствором полимера до 450 — 300 С, 0 а затем — водой до 200-150 С.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что в качестве полимера применяют полиакриламид с концентрацией 0,1-0,5 мас.X.
11744
Изобретение относится к металлургической промыкпенности и может быть использовано для упрочняющей термической обработки железнодорожных рельсов. 5
Цель изобретения — увеличение сопротивляемости образованию поверхностных дефектов на рельсах в эксплуатации за счет получения по сечению головки однородной структуры 10 сорбита закалки.
Охлаждение головки рельса в водном растворе полиакриламида до температуры поверхности 450-300 С поэвоф ляет обеспечить в поверхностных сло- 15 ях металла рельсов (0,69 -0,827 С, 0,75-i,05 Мп, 0,28-0,407 Si, остальное железо и примеси) структуру сорбита закалки с твердостью
НВ 350-388. Дальнейшее охлаждение 20 о головки рельса до 200-150 С, осуществляемое водой, обеспечивает, благодаря более высокой охлаждающей способности воды, требуемую глубину термически упрочненного слоя — до 25
120-25 мм.
Предлагаемый способ может быть осуществлен, например, в рельсозакалочном агрегате роликового типа.
?ельс, нагретый в печи до температуры аустенизации, в положении головкой вниз подают в систему роликовых клетей, где головку рельса подвергают поверхностной закалке с помощью спрейеров, расположенных между роликами. В первые 5-10 спрейеров подают водный раствор полиакриламида с концентрацией 0 1-0,5Х а в последующие — воду.
Указанный диапазон концентрации 40 полиакриламида обусловлен необходи.мостью получения требуемой структуры и твердости по сечению головки рельса. При концентрации полиакриламида менее 0,17. в поверхностных слоях ме- 45 талла головки рельса появляется неблагоприятная структура игольчатого типа — троостит, мартенсит (таблица)..
Повышение концентрации полиакриламида более 0 5Х не позволяет получить тре-50 буемый уровень твердости металла головки рельса. Кроме того, раствор с концентрацией полиакриламида более
0,57 обладает высокой вязкостью и его использование технологически сложно у и нецелесообразно.
Система подачи водного раствора полимера (полиакриламида) должна .
87 2 быть замкнутой (оборотного цикла) с целью исключения излишнего расхода полиакриламида и сохранения его концентрации в предлагаемых пределах в течение длительного времени.
Опробование предлагаемого способа произведено на полнопрофильных образцах, отобранных от одного рельса с содержанием углерода в стали 0,76Х и марганца 0,937. После нагрева под закалку до 850 С головку рельса о охлаждают с помощью спрейера водным раствором полиакриламида (образец перемещают возвратно-поступательно) в течении 20 с, а затем — в циркулирующей воде, после чего осуществляют самоотпуск. Общее время активного охлаждения головки составляет 40-42 с, что примерно соответствует времени закалки по известному способу.
Как следует из таблицы, охлаждение 0,1-0,5Х-ным водным раствором полиакриламида обеспечивает получение однородной структуры сорбита закалки в головке рельса до глубины
15 мм и твердости в заданных стандартом пределах (HB 33 1-388). При меньшей концентрации полиакриламида (0,057) охлаждающая способность водного раствора приближается к воде и в поверхностных слоях головки рельса появляется нежелательная структура троостита и мартенсита, которая при самоотпуске разупрочняется в большей степени, чем сорбит закалки. При концентрации полиакриламида более 0,5Х не обеспечивается требуемая твердость в поверхностных слоях головки рельса, кроме того, ввиду повышенной вязкости водного раствора полиакриламида с концентрацией более 0,5Х применение его, как показывает опробование, технологически нецелесообразно.
Охлаждение головки рельса водным раствором полиакриламида от 850 С о
I до 450-300 С в течение 10-20 с обесо печивает в интервале структурных превращений рельсовой стали (600450 С) скорость охлаждения, необхо0 димую для получения в поверхностных слоях металла оптимальной для рельсов структуры сорбита закалки. Охлаждение поверхности в течение этого времени ниже 300 С приводит к появ лению участков нежелательных структур промежуточного превращения
74487
Концентрация полимера, Ж
Структура металла головки рельса на глубине, мм
Твердост ь головки рельс а на глубине (НВ), мм
Г Т
1 5 15 . 1 5 15
0 (вода)
О, 05
352
363 363
МТБ
363 352 352
363 352
388
0,1
375 363 341
0,2
352 331
363
0,3
352 341 331
341 331 331
ПС
0 5
302 302
321
ПС
0,6
П р и м е ч а н и е ° М вЂ” отпущенный мартенсит, T - троостит, Б — бейнит, С вЂ” сорбит закалки, П вЂ” перлит.
Составитель В.Русаненко
Редактор Н.Бобкова Техред 3.Палий Корректор Л.Бескид
Заказ 5143/28 Тираж 553 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная, 4
3 11 (троостита, бейнита), а вьппе 450ОС— к недостаточной твердости.
Охлаждение головки рельса водой после охлаждения водным раствором полиакриламида обеспечивает повышенный по сравнению с водным раствором полиакриламида отбор тепла и повышенную скорость охлаждения глубинных слоев металла, благодаря чему достигается требуемый уровень твердости и тип структуры (сорбит закалки) в средней части головки. При температуре поверхности 200-150 С достигает о ся достаточно высокий градиент температур между поверхностью н средней частью головки, что позволяет реализовать отбор тепла необходимои интенсивности. Охлаждение ниже 150 С недопустимо, так как может привести к образованию трещин в рельсе.
Полиакриламид имеет отрицательный коэффициент растворимости в воде, т.е. с повышением температуры воды его растворимость ужньшается, и при
5 70-80 С он выделяется из раствора.
При погружении нагретого рельса в водный раствор полиакриламида на поверхности его образуется пленка полимера, замедляющая теплообмен между деталью и средой. Температуру водного раствора полиакриламида целесообразно поддерживать в пределах 20-35 С.
Применение предлагаемого способа
15 позволяет улучшить однородность структуры и твердости по сечению головки термоупрочненных рельсов и, как следствие, повысить их сопротивляемость образованию дефектов
20 при эксплуатации.