Летающий клапан для плунжерного лифта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЛЕТАЮЩИЙ КЛАПАН ДЛЯ ПЛУНЖЕРНОГО . ЛИФТА, содержащий корпус, размещенное между уступами корпуса устройство для перекрытия зазора, образованного корпусом и лифтовой трубой, и запорный элемент, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения эффективности в работе, устройство для перекрытия зазора выполнено в виде тора из эластичного материала , а наружная поверхность корпуса между у ступами .имев т форму конуса , большим основанием обращенного вниз, и покрыта антифрикционным материалом . СЛ 2.. Клапан по п. 1, отлича ющ и и с я тем, что тор выполнен полым , а полость заполнена жидкостью.
СО)ОЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 04 В 47/12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР . ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3498571/25-06 (22) 06.10.82 (46) 23.08.85. Бюл. В 31 (72) С.А.Куликов, Б.А.Наников и В.Ф.Сомов (71) .Волгоградский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промьпппенности (53) 622 276 53621 646 (088 8) (56) Некоторые результаты внедрения различных методов удаления жидкости из газовых и газоконденСатных скважин месторождений Северного Кавказа.
М.; ВНИИЭгазпром, 1973, с. 20.
Авторское свидетельство СССР
)1 334368, кл. Е 21 В 43/00, 1970. (54) (57) 1. ЛЕТАЮЩИЙ КЛАПАН ДЛЯ ПЛУНЖЕРНОГО. ЛИФТА, содержащий корпус, размещенное между уступами корпуса устройство для перекрытия зазора, образованного корпусом и лифтовой трубой, и запорный элемент, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения эффективности в работе, устройство для перекрытия зазора выполнено в виде тора иэ эластичного материала, а наружная поверхность корпуса между уступами. имеет форму конуса, большим основанием обращенного вниз, и покрыта антифрикционным материалом.
2.. Клапан по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что тор выполнен полым, а полость заполнена жидкостью.
95 2 форму конуса 7.
1 11745
Изобретение относится к технике для извлечения пластовых жидкостей иэ нефтяных и газовых скважин, в частности к плунжерным лифтам, касается летающих клапанов для плунжерного лифта и может быть использовано в нефтегазодобывающей промьшшенности.
Цель изобретения - упрошение конструкции и повышение эффективности в работе. 1О
На чертеже схематично представлен летающий клапан для плунжерного лифта, общий вид.
Летающий клапан для плунжерного лифта содержит. корпус 1, размещен- 15 ное между уступами 2 корпуса устройство 3 для перекрытия зазора, образованного корпусом 1 и лифтовой . трубой 4, и запорный элемент 5 в виде шара. Устройство 3 для перекры- 20 тия зазора выполнено в виде тора 6 из,эластичного материала, а наружная поверхность корпуса 1 между уступами 2 имеет форму конуса 7, большим основанием обращенного вниз, и покрыта антифрикционным материалом.
Тор 6 выполнен полым, а его полость 8 заполнена жидкостью для придания полому тору массы, обеспечивающей его нахождение в нижней части конуса 7 при подъеме клапана. Внутри корпуса 1 выполнен сквозной осевой канал 9.
Для исключения перекосов клапана при перемещении его в лифтовой трубе 4 устройство 3 для перекрытия зазора, образованного корпусом 1 и лифтовой трубой 4, имеет по меньшей мере два тора 6, установленных на наружной поверхности корпуса 1, которая между уступами 2 имеет форму конуса 7 с большим основанием, обращенным вниз.
Летающий клапан для плунжерного лифта работает следующим образом.
При опускании в скважину (не показана) летающего клапана первым па- 45 дает его запорный элемент 5 в виде шара до нижнего ограничителя (не показан), опережая падение корпуса 1 клапана. За время подъема и падения клапана в лифтовую трубу 4 поступает из пласта жидкость.
По достижении нижнего ограничителя корпусом 1 клапана корпус садится на запорный элемент 5 в виде шара, а тор 6 под воздействием инерции и массы перемещается вниз по наружной поверхности корпуса 1, имеющей форму конуса 7, и перекрывает зазор между корпусом 1 и стенкой лифтовой трубы 4. Вследствие разницы давлений (давление под клапаном выше давления над ним) начинается движение клапана вверх вместе с жидкостью. При подъеме клапана его тор 6 начинает вращаться вследствие отсутствия его проскальзывания по стенке лифтовой трубы 4, так как коэффициент трения между ними достаточно высок, а коэффициент трения между антифрик ционным покрытием. поверхности корпуса 1 и поверхностью тора 6 значительно ниже. При этом в процессе всего времени подъема тор 6 находится в нижней части наружной поверхности корпуса 1, имеющей между уступами 2
По достижении клапаном верхнего ограничителя (не показан) на устье скважины жидкость, находящаяся над клапаном, поступает в выкидную линию плунжерного лифта (не показаны).
Запорный элемент 5 в виде mapa вновь отбивается отбойником и уходит вниз, а гаэ через сквозной осевой канал 9 в корпусе 1 поступает в пространство над клапаном, при этом давление выравнивается и клапан падает вниз.
При падении клапана тор 6 вращается по аналогии с его подъемом, только в противоположную сторону, причем он поднимается в верхнее положение наружной поверхности корпуса 1, имеющей форму конуса 7, при этом вследствие его эластичности давление на стенку лифтовой трубы 4 со стороны тора 6 уменьшается и, следовательно, при движении клапана вниз тор 6 практически не изнашивается.
Составитель Э.Гинзбург
Техред З.Палий Корректор M.Èàêñèìêmèêåö
Редактор А.Сабо
Заказ 5157/33 Тираж 586 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4