Двухступенчатая коробка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, связанные между собой .ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых последнее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окружности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих колес, и механизм переключения скорости, содержащий рычаги переключения , отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности переключения, барабан размещен на ведомом валу с возможностью перемеще )шя вдоль его оси и на одном из торцов барабана выполнены кулачок и выступ, взаимодействующий с одним из рычагов переключения, механизм переключения скоростей выполнен в виде размещенной на том же валу втулки с упором, взаимодействующим с другим рычагом переключения и роликом , взаимодействующим с кулачком, € соосной с барабаном и зафиксировансл ной относительно него в осевом направлении второй втулки, размещенной на барабане с помощью подшипника, связанных с второй втулкой и корпусом упругих элементов, и фиксатора второй втулки. 4 Од 00 о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

У04Р 16 Н 5 44

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ВН ВДЩ Р д

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3710862/25-28 (22) 23. 12. 83 (46) 23. 08.85. Бюл. Ф 31 (72) Л. С. Бойко, И.И. Рубинштейн, А.А. Берг, И. В.Соколовский, И.Я. Сирота и Л.И.Рубинштейн (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт редуктостроения (53) 621.833(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

У 419668, кл. F 16 Н 5/44, 1971. (54) (57) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА

ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, связанные между собой .ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых последнее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окружности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями

„„SU„„) 174636 А рабочих колес, и механизм переключения скорости, содержащий рычаги переключения, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности переключения, барабан размещен на ведомом валу с возможностью перемещения вдоль его оси и на одном из торцов барабана выполнены кулачок и выступ, взаимодействукиций с одним из рычагов переключения, механизм переключения скоростей выполнен в виде размещенной на том же валу втулки с упором, взаимодействующим с другим рычагом переключения и роликом, взаимодействукицим с кулачком, соосной с барабаном и зафиксированной относительно него в -осевом направлении второй втулки, размещенной на барабане с помощью подшипника, связанных с второй втулкой и корпусом упругих элементов., и фиксатора второй втулки.

1174636

Изобретение относится к машиностроению и в качестве коробки передач в транспортной технике.

Известна коробка передач, содержащая корпус, связанные между собой ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых последнее имеет участки с плавным изменением радиуса делительной окружности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных колес совмещены с зубьями рабочих .колес, и механизм переключения скоростей, выполненный из задающего и пускового механизмов и синхронного переключателя (1) .

Недостатком известного устройства является низкая надежность конструкции механизма переключения из-за наличия в нем сложных устройств.

Цель изобретения — повышенке надежности переключения.

20

Указанная цель достигается тем, 25 что в двухступенчатой коробке передач, содержащей корпус, связанные между собой ведущую и промежуточную шестерни, барабан с набором рабочих и переходного зубчатых колес, из которых Ъ последнее имеет участки е плавкым изменением радиуса делительной окружности и участки с постоянным радиусом, на которых зубья переходных ко-. лес совмещены с зубьями рабочих колес и механизм переключения скорос-35 ти, содержащий рычаги переключения, барабан размещен на ведомом валу с возможностью перемещения вдоль его оси и на одном из торцов барабана выполнены кулачок и выступ, взаимо- 40 действующий с одним из рычагов переключения, механизм переключения скоростей выполнен в виде размещенной на том же. валу втулки с упором, взаимодействующим с другим рычагом пере-. 45 ключения и роликом, взаимодействующим с кулачком, соосной с барабаном и зафиксированной относительно него в осевом направлении второй втулки, размещенной на барабане с помощью 50 подшипника, связанных с второй втулкой и корпусом упругих элементов, и фиксатора второй втулки.

На фиг. 1 представлена двухступенчатая коробка передач, на фиг. 2 — 55 разрез А-А на фиг. 1.

Коробка передач содержит корпус 1. ведущую шестерню 2 и постоянно сцеп- ленную с ней промежуточную шестерню

3. Последняя свободно на подшипниках 4 (фиг. 2) установпена на промежуточной оси 5, которая закреплена на поворотном относительно оси ведущей шестерни 2 кронштейне 6.

Промежуточная шестерня 3 сцеплена с рабочим колесом 7, находящимся на барабане 8, на котором также установлено рабочее колесо 9 и между ними переходное колесо 10 так, что его радиус делительной окружности (фиг.2) на некотором участке а — о совпадает с радиусом делительной окружности одного из рабочих колес 7, располо.женный диаметрально на некотором участке B — Г также совпадает с радиусом делителькой окружности другого рабочего колеса 9.. Ha этих участках зубья переходного колеса совмещены с зубьями рабочих колес.

На левом торце барабана 8 выполнен кулачок 11, а на наружной поверхнос ти барабана выполнен выступ 12. Барабан 8 установлен на шлице на ведомом валу 13. На этом же валу размещен механизм переключения; выполненный в виде втулки 14 с упором 15 и роликом 16, втулка 14 установлена с возможностью вращения относительно вала 13,в осевом направлении она упирается в бурт 17.

Ролик l6 входит в углубление кулачка 11, когда барабан находится в крайнем левом положении. Это положение соответствует соединению промежуточной шестерни 3 с рабочим колесом 7. Переключатель 18, расположенный на оси 19, имеет с одной стороны рычаги 20 и 21, взаимодействующие соответственно с выступами 15 и 12, а с другой — выступ 22 с двумя углублениями для фиксатора 23 подпружиненного пружиной 24. Вторая втулка 25 размещена на подшипнике

26 на правом конце барабана 8 и имеет с одной стороны три увеличенных выступа .27, с другой — конический скос 28. Выступы 27 связаны с корпусом 1 с помощью упругих элементов, выполненных в виде пружин 29, а скос 28 взаимодействует с фиксатором, выполненным в виде двуплечего рычага 30, размещенного на оси 31, с ручкой 32 переключения на понижающую скорость, упора 33 и пружины 34.

Коробка передач работает следующим образом.

636 4

В процессе перемещения барабана 8 промежуточная шестерня 3 сбегает по нисходящей g-3 — В - -я (фиг. 2) . Сопряжение промежуточной шестерни 3 с рабочим колесом 9 в точке 2 соответствует моменту, когда барабан 8 с расположенными на нем деталями застопорен в крайнем правом положении. В следующий момент (фиг. 1) выступ 12 набегая снизу на рычаг 21, отбрасывает переключатель 18 в исходное положение.

Переключение с 2-й скорости на

1-ю (понижающую) осуществляется поворотом ручки 32 в направлении стрелки Г . При этом втулка 25, освободившись от двуплечего рычага 30, совместно с барабаном 8 под воздействием растянутых пружин 29 стремится

I резко переместиться влево. Это перемещение происходит только в тот момент, когда к зацеплению с промежуточной шестерней 3 (фиг. 2) подходит точка ь переходного колеса 10.

Только в этот момент на участке 8 - г (где радиусы, делительных.окружностей рабочего 9 и переходного 10 колес одинаковы и зубья сов адают) барабан

8 свободно и быстро сдвигается в осевом направлении до зацепления по всей ширине зуба промежуточной шестерни 3 с переходным колесом 10. Затем промежуточная шестерня 3, поднявшись по восходящей кривой L--a переходного колеса 10, позволяет барабану 8 передвинуться дальше по дуге а-8 до полного сцепления шестерни 3 с рабочим колесом 7 на всей ширине, зуба. В этом крайнем левом положении ролик 16 втулки 14. опять находится во впадине кулачка 11.

Предлагаемая коробка передач обеспечивает плавное переключение передач и позволяет упростить механизм переключения передач, что значительно повьипает ее надежность.

3 1174

Во время работы коробки передач (фиг. 2) на понижающей скорости (1-й) вращение.в направлении М (например, против часовой стрелки) ведущей шестерни 2 передается через промежуточную шестерню 3 рабочему колесу 7, которое совместно с барабаном 8, ведомым валом l3 и втулкой

14 (фиг. 1) вращается как одно целое в направлении я (также против часо- !О вой стрелки). При работе на 1-й передаче ролик 16 находится во впадине кулачка 11. Втулка 14, ведомая роликом 16, вращается совместно с валом 13, так как в этом случае рыча- 15 ги 20 и 21 приподняты (на фиг. 1 показаны пунктиром) над соответствукяцими выступами 15 и 12, а фиксатор

23 фиксирует верхнее положение переключателя 18. 20

Переключение коробки передач на

2-ю скорость осуществляется поворотом переключателя 18 в направлении стрелки Е.. При этом рычаги 20 и 21 опускаются, фиксатор 23 входит в ниж- 25 нее углубление выступа 22 (фиг. 1).

При этом втулка 14 вращается совместно с ведомым валом 13 в направлении

6) до тех пор, пока выступ 15-не упрется в рычаг 20 (фиг. 1). Взаимное ЗО расположение выступа 15, ролика 16 и ,впадины на кулачке 11 конструктивно выбирается таким, что в этот момент. в зацеплении с шестерней 3 обязательно находится точка а рабочего колеса 7 (фиг. 2) или близкая к ней точка

35 в пределах участка с1 — 5 После остановки втулки 14 барабан 8, продолжая вращаться и одновременно отталкиваясь соответствующим профилем кулачка 11 от остановленного ролика

16 втулки 14, растягивая пружины 29, резко перемещается вправо до тех пор, пока скос 28 второй втулки 25 не отжимает двуплечий рычаг 30 и не стойорит втулку 25 с .барабаном 8 в крайнем правом положении (фиг. 1).

1 I 74636

4Риг. K иг.

Составитель Г. Савочкин

Техред М.ПароцаЛ Корректор С.Шекмар

Редактор О.Головач ф

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 5160/35 Тираж 898 - Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5