Устройство для электроснабжения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее генератор переменного тока с последовательно соединенными основной и дополнительной обмотками, к каждой из которых подключен соответствующий выпрямитель, подключенный к выводам основной обмотки генератора пороговый блок с релейным элементом на выходе, контакт которого включен в цепь пнтания катушки силового контактора, через один из контактов которого связаны между собой одни из выводов аккумуляторной батареи и нагрузки , и регулятор напряжения генератора, подключенный выходом к обмотке возбуждения генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности путем увеличения срока службы аккумуляторной батареи, оно снабжено реле напряжения и дополнительным силовым контактором, через контакты которого выводы выпрямителя, подключенного к дополнительной обмотке генератора, связаны с выводами аккумуляторной батареи, причем второй контакт первого силового контактора включен между другими выводами аккумуляторной батареи и нагрузки, выводы которой связаны с выводами выпрямителя, подключенного к основной обмотке генератора , в цепь питания катушки второго силового колтактора включен третий контакт первого силового контактора, в цепь питания катушки которого включен контакт одного из реле напряжения, а через одни и дру (Л гие контакты другого реле напряжения вход регулятора напряжения генератора соответственно подключен к выходам дополнительной и основной обмоток. СП ;ii
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 В 60 1 1 12
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ тт ".::ь:К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3732195/24-11 (22) 13.01.84 (46) 30.08.85. Бюл. № 32 (72) Э. Н. Григорьев, Л. П. Березинский, Э. Ш. Голубкин, А. И. Митрофанов и Г. К. Слабейко (53) 621.316.729 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 512537, кл. Н 02 J 7/14, 03.07.74. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее генератор переменного тока с последовательно соединенными основной и дополнительной обмотками, к каждой из которых подключен соответствующий выпрямитель, подключенный к выводам основной обмотки генератора пороговый блок с релейным элементом на выходе, контакт которого включен в цепь питания катушки силового контактора, через один из контактов которого связаны между собой одни из выводов аккумуляторной батареи и нагрузки, и регулятор напряжения генератора, подÄÄSUÄÄ 1175747 A ключенный выходом к обмотке возбуждения генератора, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности путем увеличения срока службы аккумуляторной батареи, оно снабжено реле напряжения и дополнительным силовым контактором, через контакты которого выводы выпрямителя, подключенного к дополнительной обмотке генератора, связаны с выводами аккумуляторной батареи, причем второй контакт первого силового контактора включен между другими выводами аккумуляторной батареи и нагрузки, выводы которой связаны с выводами выпрямителя, подключенного к основной обмотке генератора, в цепь питания катушки второго силового контактора включен третий контакт первого силового контактора, в цепь питания катушки которого включен контакт одного из реле напряжения, а через одни и другие контакты другого реле напряжения вход регулятора напряжения генератора соответственно подключен к выходам дополнительной и основной обмоток.
1175747
Составитель Я. Гаврилов
Редактор Т. Парфенова Техред И. Верес Корректор М. Самборская
За к аз 5271/19 Тираж 650 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и оч крытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рвушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к устройствам для питания электрических цепей транспортного средства постоянным током и может быть использовано в системах автономного электроснабжения различных транспортных средств, например вагонов и автомобилей.
Цель изобретения — повышение экономичности путем увеличения срока службы аккумуляторной батареи.
На чертеже представлена электрическая схема устройства для электроснабжения транспортного средства, Устройство содержит генератор 1 переменного тока с последовательно соединенными основной 2 и дополнительной 3 обмотками, к которым подключены выпрямители 4 и 5, подключенный к выводам основной обмотки 2 пороговый блок 6 с релейным элементом 7 с контактом 7.1, реле напряжения с катушкой 8 и размыкающими 8.1 и замыкающими 8.2 контактами, силовой контактор с катушкой 9 и размыкающими контактами 9.1 — 9.3, силовой контактор с катушкой 10 и размыкающими контактами 10,1 и 10.2, реле напряжения, с катушкой 11 и замыкающим контактом 11.1, включенный в цепь питания катушки 9 регулятор 12 напряжения генератора 1, подключенный выходом к обмотке 13 возбуждения генератора 1, а входом — через контакты 8.1 и
8.2 к выводам соответственно дополнительной 3 и основной 2 обмоток генератора, причем контакт 7.1 включен в общую цепь питания катушек 8 — 10, а через контакты
10.1 и 10.2 выводы выпрямителя 5 связаны с выводами аккумуляторной батареи 14, с которыми через контакты 9,1 и 9.2 связаны выводы нагрузки 15, которые кроме того связаны с выводами выпрямителя 4, при этом в цепь питания катушки 10 включен контакт
9.3. Пороговый блок выполнен в виде электрического фильтра, реагирующего на изменение частоты напряжения генератора.
Устройство работает следующим образом.
При малых скоростях вращения генератора 1, когда напряжение на его выходе недостаточно для включения силовых контакторов, нагрузка 15 первоначально получает питание от аккумуляторной батареи 14, а затем по мере увеличения скорости через контакты 10.1 и 10.2 от выпрямителя 5, к которому подводится суммарное напря5
Зо
45 жение основной 2 и дополнительной 3 обмоток генератора 1. Напряжение на выходе выпрямителя 5 стабилизируется регулятором 12 напряжения, который через контакт
8.1 подключен к выводам дополнительной обмотки 3 генератора.
При достижении скорости вращения генератора 1, при которой он способен заряжать аккумуляторную батарею 14, на выходе порогового блока 6, реагирующего на изменение частоты напряжения в основной обмотке 2 генератора 1, вследствие резонанса резко увеличивается напряжение, что вызывает срабатывание элемента 7, который замыкает свой замыкающий контакт 7.1.
В результате контакты 8.1 размыкаются, а 8.2 замыкаются, и вход регулятора 12 напряжения подключается к выводам основной обмотки 2 генератора 1, а контакты 10.1 и 10.2 размыкаются, и нагрузка 15 отключается от выпрямителя 5,получая питание от выпрямителя 4.
После достижения на выходе основной обмотки 2 номинального напряжения нагрузки замыкаются контакты 11.1, что приводит к отключению контактов 9:1 и 9.2 и соответственно нагрузки 15 от аккумуляторной батареи 14, а также размыканию контакта 9.3. В результате чего катушка 10 обесточивается и контактор отключается, замыкая контакты 10.1 и 10.2, тем самым подключая аккумуляторную батарею 14 к выпрямителю 5. В этом случае аккумуляторная батарея 14 получает питание от источника с напряжением, определяемым суммой напряжений обмоток 2 и 3 генератора 1, а напряжение на нагрузке 15 зависит от напряжения только на основной обмотке 2.
При снижении скорости движения транспортного средства и скорости вращения генератора частота напряжения уменьшается и становится ниже резонансной. Напряжение на выходе электрического фильтра блока 6 резко уменьшается до величины напряжения отпускания элемента 7, которое размыкает замыкающий контакт 7.1. В результате схема переходит в рассмотренное состояние.
Применение предлагаемого устройства позволяет снизить величину скорости движения поезда, при которой нагрузка переходит на питание от генератора, что сокращает время использования аккумуляторной батареи и увеличивает срок ее службы.