Термочувствительная муфта жидкостного трения привода вентилятора автомобильного двигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА Щ КОСТНОГО ТРЕНИЯ ПРРШОДА ВЕНТИЛЯТО-. РА АВТОМОБИПЬНОГО .ЦВИГАТЕЛЯ, содержащая корпус, крышку, разделяющие последние диск и перегородку со сквозным отверстием и осью, плоский перепускной клапан и термочувствительный элемент в виде биметаллической .спиральной пружины, причем перепускной клапан установлен с возможностью перекрытия oteepcTHH перегородки , внутренний конец биметаллической пружины жестко закреплен на оси перегородки, а внешний - на крышке , отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения долговечности путем устранения износа термочувствительного элемента с сохранением возможности его .регулирования, она снабжена резиновым амортизатором с радиальным пазом под конец биметталической прзпкины и разрезным пружинным кольцом,в крышке выполнены карман под амортизатор и канавки под пружинное кольцо, а крепление внешнего конца биметаллической пружины выполнено через амортизатор, причем пружинное кольцо установлено в с S канавке крьппки с возможностью фиксации от вьтадания амортизатора и конца биметаллической пружины и с возможностью его взаимодействия с торцом амортизатора. 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что паз под конец биметаллической пружины вьтолнен трапецеидальной формы. 2. Муфта по п. 1,отличающ а я с я тем, что поперечное сече sl ние канавки под пружинное кольцо Од выполнено в виде окружности.
СОЮЭ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК () 9) (11) (51)4 F 16 D 43 20 35 00
I !
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) Патент США И - 4103765, кл. 192-58, 1978.
Патент США )"- 4190140, кл. F 16 D 43/25, 1980.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЭОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЪ|ТИЙ (21) 3690967/25-27 (22) 06.01.84 (46) 30.08.85. Бюл. |"- 32 (72) А.Б.Бурмистров, В.Л.Котович и В.А.Левин (71) Ульяновский моторный завод (53) 621-825(088.8) (54)(57) 1. ТЕРМОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ МУФТА
ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТО-.
РА АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащая корпус, крышку, разделяющие последние диск и перегородку со сквозным отверстием и осью, плоский перепускной клапан и термочувствительный элемент в виде биметаллической спиральной пружины, причем перепускной клапан установлен с возможностью перекрытия отверстия перегородки, внутренний конец биметаллической пружины жестко закреплен на оси перегородки, а внешний — на крышке, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем устранения износа термочувствительного элемента с сохранением возможности его- регулирования, она снабжена резиновым амортизатором с радиальным пазом под конец биметталической пружины и разрезным пружинным кольцом,в крышке выполнены карман под амортизатор и канавки под пружинное кольцо, а крепление внешнего конца биметаллической пружины выполнено через амортизатор, причем пружинное кольцо установлено в канавке крышки с возможностью фиксации от выпадания амортизатора и конца биметаллической пружины ч с возможностью его взаимодействия с торцом амортизатора.
2. Муфта по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что паз под конец биметаллической пружины выполнен трапецеидальной формы.
2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что поперечное сечение канавки под пружинное кольцо выполнено в виде окружности.
1176109
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах охлаждения автомобильных двигателей внутреннего сгорания, Цель изобретения — увеличение долговечности муфты путем устранения повышенного износа термочувствительного элемента в месте крепления с сохранением воэможности его регулирования. 10
Демпфирование внешнего конца спиральной пружины в радиальном направ ленин обеспечивает соответствующим образом установленное в крышке пружинное кольцо, а. демпфирование в 15 осевом. направлении — резиновый амортизатор. Устранение какого-либо контакта конца биметаллической пружины с деталью устройства увеличит долговечность муфты., 20
На фиг. 1 изображена муфта жидкостного трения, общий вид; на фиг. 2 — термочувствительный элемент муфты с деталями крепления; на фиг. 3 и 4 — варианты крепления внеш-25 него конца термочувствительного элемента, сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 5 и 6 — варианты установки амортизатора, сечение Б-Б на фиг. 2.
Терморегулируемая муфта жидкост- >0 ного трения привода вентилятора состоит из корпуса 1 и крышки 2, являющихся ведомыми элементами муфты.
Между корпусом 1 и крышкой 2 с радиальными торцовыми зазорами расположен диск 3, жестко связанный с ведущим валом 4, вращающимся в подшипнике 5 относительно корпуса
Внутренняя полость муфты перего- 40 родной 6 разделена на рабочую -7 и резервную 8 камеры.
По тупиковому насосу 9, каналу10 в крыл е 2 муфты и через сквозное перепускное отверстие 11 в перегородке 6, перекрываемое клапаном 12 в виде плоской заслонки, циркулирует вязкая жидкость, обеспечивающая сцепление диска 3 с ведомыми элементами 1 и 2 муфты.
Термочувствительный элемент 13 муфты выполнен в виде спиральной биметаллической пружины, внутренний конец которой крепится с натягом в оси клапана 12, а внешний ко- 55 нец заканчивается прямым участком и имеет паз 14 или отверстие 15 для установки пружинного кольца 16.
В приливе крышки 2 муфты выполнен карман 17 для установки резиноваго амортизатора 18, в один из пазов
19 которого вставляется внешний торец термочувствительного элемента 13.
На цилиндрической поверхности прилива выполнена круговая канавка 20 для пружинного кольца 16.
Муфта работает следующим образом.
Передача крутящего момента корпусу 1 и крышке 2 муфты от ведущего диска 3 осуществляется за счет жидкостного трения при наличии вязкой жидкости в зазорах между ними.
Ведущий диск 3 имеет несколько большую.частоту вращения по сравнению с корпусом 1 и крышкой 2 муфты за счет некоторого проскальзывания.
При повышении окружающей температуры термочувствительный элемент 13 начинает поворачивать ось клапана 12 и открывает сквозное отверстие 11 в перегородке 6 муфты.
Момент открытия клапана определяется настройкой термочувствительного элемента 13 муфты на заданную темпе! ратуру срабатывания.
Под воздействием центробежных сил и разности в частотах вращения ведущего и ведомых элементов муфты вязкая жидкость по тупиковому насосу 9 и каналу 10 в крышке 2 муфты перекачивается из рабочей камеры 7 в резервную 8, а затем через открытое отверстие 11 в перегородке 6 поступает обратно,в резервную камеру. Таким образом обеспечивается постоянная циркуляция вязкой жидкости и сцепление ведущего элемента муфты с ведомыми в режиме включения муфты.
При понижении окружающей температуры термочувствительный элемент 13 поворачивает ось заслонки клапана 12 в обратную сторону, перекрывает отверФ стие 11 в перегородке 6 муфты и тем самым прерывает циркуляцию вязкой жидкости. Из рабочей камеры 7 вязкая жидкость перекачивается в резервную. 8, и муфта отключается.
При включении или выключении муфты неизбежны под действием сил инерции резкое изменение положения внешнего конца биметаллической пружины, его контакт с крышкой 2 как в радиальном, так и в осевом направлениях и быстрый его износ. Однако при использовании изобретения по сравнению с термочувствительной муфтой автомобиля УАЗ этого
3 .1 не произойдет, так как перемещение . указанного конца биметаллической пружины ограничено во всех направлениях. Кроме того, изобретение упрощает технологию сборки и обеспечивае
176109 4 возможность его регулирования, что способствует достижению оптимального теплового режима двигателя внутреннего сгорания и увеличивает его экот номичность юг. i
1176109
Составитель П. Колесников
Редактор M. Дылын Техред А.Бабинец Корректор И. Муска
ЗакЬ 5327/37 Тираж 898 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4