Устройство для отделки зубьев конических колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛКИ ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС, содержащее корпус с установленным в нем инструментом с деформирующими элементами , отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет обработки большой номенклатуры конических зубчатых колес, оно снабжено ползунами для установки деформирующих элементов и механизмом их подачи, а в инструменте параллельно образующим зубьев выполнены пазы для установки ползунов, при этом инструмент выполнен в виде плосковершинного колеса. (Л I.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5Ц4 В 21 Н 504

Лд /

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3602051/25-27 (22) 07.06.83 (46) 07.09.85. Бюл. № 33 (72) В. М. Браславский, П. И. Жуков, Н. М. Агеева и И. И. Соколов (71) Научно-исследовательский институт тяжелого машиностроения Производственного объединения «Уралмаш» и Уральский ордена Трудового Красного Знамени лесотехнический институт им. Ленинского комсомола (53) 621.771.6.67 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 564065, кл. В 21 Н 5/02, 22.03.76.

Авторское свидетельство СССР № 984596, кл. В 21 Н 5/04, 21.05.81.

„„SU„„1177017 А (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТДЕЛКИ

ЗУБЬЕВ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС, содержащее корпус с установленным в нем инструментом с деформирующими элементами, отличающееся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет обработки большой номенклатуры конических зубчатых колес, оно снабжено ползунами для установки деформирующих элементов и механизмом их подачи, а в инструменте параллельно образующим зубьев выполнены пазы для установки ползунов, прн этом инструмент выполнен в виде плосковершинного колеса.

1177017

Изобретение относится к обработке металлов поверхностным пластическим деформированием и может быть использовано для отделки зубьев конических колес.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет обработки большой номенклатуры конических зубчатых колес.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, вид спереди; на фиг. 2 — разрез

Л-Л на фиг. l; на фиг. 3 — ползун устройства, аксонометрия.

Устройство состоит из плосковершинного зубчатого колеса 1 с постоянной высотой зубьев, снабженного четным числом радиальных пазов 2 с направляющими 3 (в приведенном примере взяты два паза 2). Половина »азов параллельна левым, другая половина правым сторонам зубьев колеса 1.

В этих пазах размещены ползун 4 с возможносгь>О р; диального перемещения по направляющим 3, каждый из которых связан винтом 5 с кронштейном 6, неподвижно закрепле»" ..; ii; яолзуне 4. На конце винта 5 своб»д I(> носа>кеilo червячное колесо 7 с воз.и»жн. к п,>о соединения с винтом 5 соединигел>,::н>й муфтой 8. Червячное колесо 7 находится и зацеплении с червяком 9, установлю";>нь> л на общем валу с реечной шестерней

1!), внутрь которой встроена обгонная муфта. 111естерня 10 закрепляется рейкой 11, »ере>>он>а>ощейся в направляющих 12 и 13 и подпружин>енной к центру колеса 1 пружиной 14. На рейке 11 установлен свободно врагцающийся ролик 15, взаимодействующий с кольцом 16, закрепленным на неподвижной стойке !7 с возможностью изменения эксцептриситета относительно оси вращения колеса 1.

В ползуне 4, одна боковая сторона 18 котороп> является продолжением боковой по»ерхности зуба колеса 1, выполнен вырез 19, в котором на оси 20 установлен рычаг 21 с "âåðäîé вставкой 22. являющейся деформирующим участком зуба колеса 1.

На противоположном рычагу 21 конце оси 20 закреплен другой рычаг 23, сквозь который прс>ходит оо.ïò 24, закрепленный в кронштейне 6. На рычаг 23 воздействует пружина 25 и регулируемый упор 26.

Устройство может иметь больше одной пары ползунов, что способствует повышению производительности процесса.

Однако для гарантии высокого качества отделки каждая обрабатываемая поверх»осгь зуба должна контактировать только с одной и той же деформирующей твердой вст»вкой 22 устройства.

Это обеспечивает постоянство величины сме>цения следов контакта деформирующей

>вердой вставки 22 вдоль зуба обрабатываемого колеса 27 и достигается, если количести> ползунов, предназначенных для обра5

35 ботки одноименных сторон зубьев, равно наименьшему общему делителю (не считая единицы) чисел зубьев устройства и обрабатываемого колеса.

Устройство работает следующим образом.

В исходном положении ползуны 4 расположены так, что твердые вставки 22 отстоят от оси колеса 1 на величину L длины образующей делительного конуса отделываемого колеса 27. При этом червячное колесо 7 сцеплено с винтом 5 муфтой 8, а рабочая поверхность твердой вставки 22 выдвинута над боковой стороной 18 ползунов 4.

Величина этого выдвижения (натяг) регулируется упором 26, а усилие давления твердой вставки 22 на обрабатываемый зуб регулируетсяя поджатием пружины 25.

Обрабатываемое коническое колесо 27 вводится в зацепление с устройством и приводится во вращение шпинделем 28. Зубчатое колесо 1 начинает врезаться, и твердые вставки 22 ползунов 4, входя в контакт с зубьями обрабатываемого колеса 7, начинают пластически деформировать их активную поверхность с зада >шым усилием.

При вращении колеса ролик 15, взаимодействуя с неподвижным кольцом 16, расположеHHbIM эксцентрично осН вращения колеса, вызывает возвратно-поступательное движение подпружиненной рейки 11, которая через шестерню 10 с обгонной муфтой, червяк 9, червячное колесо 7 сообщает периодический поворот винту 5 и перемещает ползуны 4 вдоль паза 2 к центру колеса 1 на величину подачи. Величина подачи регулируется путем изменения хода рейки 11 за счет изменения эксцентриситета кольца 16 относительно оси вращения.

Отделка завершается после того, как ползуны 4 переместятся на всю длину зуба обрабатываемого колеса 27.

Возврат ползунов 4 в исходное положение осуществляется путем вращения винтов 5 вручную при расцепленной муфте 8.

Отделка конических зубчатых колес предлагаемым устройством может осуществляться как на специальном стенде, так и на обычных станках для прокатки конических колес.

Включением разного числа ползунов устройство может использоваться для обработки прямозубых конических колес одного модуля с различным числом зубьев.

По сравнению с известным устройством (чистовая обработка зубьев на зубострогальном станке) предлагаемое устройство позволяет улучшить качество конических зубчатых колес на два — три класса шероховатости и надежно получать шероховатость активных поверхностей зубьев R = 1,25—

0,63 мкм, что повысит долговечность зубчатого зацепления в 2- — 4 раза.

1177017

10 1б

Составитель М. Ласточкина

Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Заказ 5435/8 Тираж 647 Подпис ное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП аПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная, 4