Амортизатор колебаний бурильной колонны
Иллюстрации
Показать всеРеферат
АМОРТИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ, включающий корпус и ствол в кольцевом пространстве. между которыми распсгложены узел гашения осевых и пружинных колебаний, содержащий взаимодействующие между собой пластины, одни изкоторых установлены на стволе, а другие выполнены из зшругого материала и одним концом связаны с корпусом, о т лича .ющийся тем, что, с целью обеспечения использования .в скважинах малого диаметра и расширения диапазона гашения колебаний, упругие пластины корпуса выполнены в в.иде прямоугольных трапеций, большее основание которых связано с корI пусом, а прямые углы расположены со стороны ствола. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Е 21 В 17/07
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 367784 1/22-03 (22). 27.09.83 (46) 07.09.85. Бюл. № 33 (72) Л.И.Ковалевская, И.Е. Данильченко и Б.Н.Васюк (?1) Днепропетровское отделение
Института минеральных ресурсов (53) 622.24.05 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 331122003388, кл. E 21 В 17/07, 1971.
Авторское свидетельство СССР № 759697, кл. Е 21 В 17/07, 1980. (54) (57) АМОРТИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ
БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ, включающий корпус и ствол в кольцевом пространстве, „„Я0„„1177441 A между которыми расположены узел гашения осевых и пружинных колебаний, содержащий взаимодействующие между собой пластины, одни из которых установлены на стволе, а другие выполнены из упругого материала и одним концом связаны с корпусом, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения использования.в скважинах малого диаметра и расширения диапазона гашения колебаний, упругие пластины корпуса выполнены в виде прямоугольных трапеций большее основание которых связано с корс пусом, а прямые углы расположены со я стороны ствола.
1177441
Изобретение относится к горному делу, в частности к амортизирующим устройствам,. включаемым в компоновку бурильных колонн при алмазном бурении.
Цель изобретения — обеспечение ис- пользования амортизатора в скважинах малого диаметра и расширение диапазона гашения колебаний.
На фиг. 1 схематично изображен !
О амортизатор, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.
Амортизатор содержит трубчатый корпус 1, который с .обоих концов замыкается переходниками 2 и 3, внут-.
15 ри которых расположен ствол 4, соединенный с бурильной трубой (не показана) . На стволе размещен поршень
5, разделяющий полость корпуса 1 на надпоршневую 6 и подпоршневую 7 полости. В надпоршневой полости корпу20 са размещен узел гашения крутильных колебаний, содержащий взаимодействующие между собой пластины 8 и 9.
Пластины 9 выполнены в виде радиаль25 ных выступов вала 4, а пластины 8 из упругого материала в виде трапеций; большее основание которых свя— зано с корпусом 1, а прямые углы расположены со стороны ствола 4.
Надпоршневая полость 6 сообщается
30 с подпоршневой полостью 7 за счет зазора между поршнем 5 и корпусом 1.
В подпоршневой полости между поршнем
5 и переходником 3 установлен узел гашения осевых колебаний, выполненный в виде цилиндрической пружины
10. Полости 6 и 7 амортизатора заполнены вязкой и липкой массой (низ- комолекулярным полиизобутиленом) и герметизированы уплотнителями 11, установленными в переходниках 2 и 3.
В теле вала 4 выполнено сквозное отверстие 12 для прохождения промывочной жидкости, а на свободном конце вала нарезана резьба для присоедине45 ния амортизатора к бурильным трубам. !
Переходник 3 соединен через патрубок
13 с переходником 14, служащим для соединения амортизатора с колонковой трубой. Торцовая часть вала 4 имеет ограничительное кольцо 1.5, которое расположено в полости между переходниками 3 и 14 и служит для ограничения осевого перемещения поршня.
Амортизатор работает следующим образом.
Вал 4 амортизатора вращается вместе с приводными бурильными трубами, к которым он присоединен совместно с валом 4. Вращение корпусу амортизатора 1 от вала 4 передается через радиальные выступы 9 и упругие пластинчатые элементы 8. При изменении скорости вращения вала 4 возникает относительное проворачивание вала и корпуса амортизатора. Гашение крутильных колебаний происходит за. счет деформации упругих пластин и преодоления сил внутреннего трения рабочей жидкости, вовлекаемой в колебательное движение при крутильных колебаниях вала относительно корпуса а также затухания упругих волн в среде рабочей жидкости.
Осевая нагрузка передается породоразрушающему инструменту через вал 4, поршень 5, пружину 10, переходник 3, патрубок 13 и переходник
14. Гашение продольных (осевых) колебаний бурильной колонны, возникающих при бурении, осуществляется за счет деформации упругого элемента (пружины), затухания упругих волн в среде демпфирующего материала, преодоления сил внутреннего трения рабочей жидкости, вовлекаемой в колебательное движение при перемещениях вала 4 относительно корпуса 1, а также гидравлических сопротивлений, проявляющихся при перетекании рабочей жидкости между полостями амортизатора.
1177441
Фиг. о
Щ/г. 1
Составитель В.Петросов
Редактор Н.Пушненкова Техред С.Мигунова
Корректор М.Демчик
Заказ 5482/30 Тираж 540
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И"35, Раушская наб., д.4/5
Подпис ное
Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4