Стопорная гайка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СТОПОРНАЯ ГАЙКА, содержащая корпус и рсэьбоную упругую часть с кольцевой проточкой, соединенные винтами, отличающаяся тем, что, с повышения удобства эксплуатации, резьбовая упругая часть выполнена в виде стакана и снабжена упругим кольцевым элементом, размсценным в проточке. 2.Гайка по п. 1, отличающаяся тем, что винты выполнены с коническими хвостовиками, резьбовые , отверстия под них - в стакане радиально, а корпус имеет конические выемки под концы винтов. 3.Гайка по пп. 1 и 2, о т л ичающаяся тем, что на корпусе гайки по месту установки торца стакана выполнена по всему периметру контрольная канавка. (С /; ч| ч СЛ а ел
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 В 37/08 СР;:„..
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ/
И ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Фиг.7 (21) 3664388/25-27 (22) 17.11.83 (46) 07.09.85,Вюп. К 33 (72) С.В.Кравчук (53) 621.882.3(088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР
М 452684, кл. Р 16 В 37/08, 23.04.73.
Авторское свидетельство СССР
619699, кл. F 16 В 37/00, 26.01.77. (54)(57) 1. СТОПОРПЛЯ ГЛИКЛ, содержа. щая корпус и резьбовую упругую часть с кольцевой проточкой, соединенные винтами, отличающаяся тем, что, с целью повьпиения удобства
„„SU„„1177565 А эксплуатации, резьбовая упругая часть выполнена в виде стакана и снабжена упругим кольцевым элементом, разме- " щенным в проточк».
2. Гайка по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что пинты выполнены с коническими хвостовиками, резьбовые отверстия под них — в стакане. радиально, а корпус имеет конические выемки под концы винтов.
3. Гайка по пп. 1 и 2, о т л ич а ю щ а я с я тем, что на корпусв гайки по месту установки .торца стакана выполнена по всему периметру контрольная канавка.
1 1177
Изобретение относится к машиностроению, а именно к разновидности крепежных изделий, предназначенных .для работы в условиях вибраций, и может быть использовано для крепления 5 деталей и узлов на испытательных стендах, вибробункерах и других механизмах, работающих при переменных нагруз ках.
Цель изобретения - повышение 1О удобства эксплуатации.
Указанная цель достигается тем, что в стопорной гайке резьбовая упругая часть выполнена в виде стакана и снабжена упругим кольцевым эле- 15 ментом, размещенным в проточке, винты выполнены с коническими хвостовиками, резьбовые отверстия под них — в стакане радиально, а корпус имеет конические выемки под концы 20 винтов, на корпусе гайки по месту установки торца стакана выполнена по всему периметру контрольная канавка.
На фиг. 1 изображена стопорная 25 гайка в случае соединения корпуса с упругой резьбовой частью винтами с коническими хвостовиками, расположенными радиально, разрез; на фиг.2 — стопорная гайка в случае сое-50 динения корпуса с упругой резьбовой частью винтами, расположенными вдоль оси гайки с наружного торца упругой резьбовой части; на фиг. 3 - контроль. ная канавка, выполненная на корпусе гайки.
Стопорная гайка содержит резьбовой упругий элемент (стакан )1 охватывающий корпус 2. Между корпусом 2 и стаканом 1 в проточке А располо- 40 жен кольцевой упругий элемент 3. Корпус со стаканом в одном случае соединен винтами 4, которые ввинчены в стакан, а их свободные конические хвостовики 5 находятся в конических 45 выемках 6 корпуса 2.
В другом случае (фиг.2) корпус и стакан соединены между собой осевыми винтами 7, которые свободно установлены в торце стакана и ввинчены в 50 реэьбовые отверстия корпуса.
Для ориентации нижнего торца стакана в рабочем положении на корпусе
2 выполнена по всему периметру контрольная канавка 8 (фиг.3), 55
Гайка работает следующим образом.
Перед установкой гайки на резьбовой стержень производят подготовку
565 г ее к работе, которая заключается в следующем. Стакан с предварительно установленным в нем упругим элемен -. том надевают на корпус, при этом для гайки первого варианта (фиг.1) винты 4 ввинчены в стакан так, чтобы их конические хвостовики не выступали из тела стакана. Далее, установив на плоскость корпус, сжимают упругий элемент осевым нажатием на стакан до совмещения его нижнего торца с контрольной круговой канавкой, после чего винты закручивают до упора их хвостовиков в конические выемки, конус которых соответствует конусу .конца хвостовика 5.Этим гайка приводится в напряженное состояние между ее частями — корпусом и стаканом. Для гайки второго варианта (фиг.2) после установки стакана на корпус устанавливают винты 7, которыми стягивают стакан с корпусом через упругий элемент до совмещения нижнего торца стакана с контрольной круговой канавкой. Далее навинчивают корпус гайки на резьбовой стержень соответствующего гайке размера, проверяя совпадение по шагу резьбы стакана 1 для навинчивания ее на резь. бу стержня вслед за корпусом и в случае несовпадения подкручивают немного винты 4 гаек вперед, дополнительно сжимая упругий элемент и подавая втулку для совпадения по шагу с корпусом.
После этого гайки обоих вариантов готовы к работе.
После навинчивания гайки на болт для соединения деталей или узлов стопорение ее производят ослаблением винтов примерно на один оборот, что достаточно для выбора зазора в резьбовом соедичении и создания натяга между корпусом и втулкой за счет разностороннего разжима их с помощью упругого элемента, который разжимает корпус со стаканом при ослаблении винтов. При этом в гайке первого варианта (фиг.1) втулка отжимается упругим элементом по коническим хвостовикам винтов 4, ко орые скользят по корпусу выемки, а в гайке второго варианта (фиг.2) эта работа происходит при обычном откручивании винтов. Контрольная круговая канавка на корпусе улучшает удобст" во настройки гайки в рабочее положение.Выполнив на корпусе гайки несколько параллельных круговых кана77565
Составитель Д.Орлов
Редактор С.Патрушева Техред М,Кузьма Корректор Л.Бескид
Заказ 5495/36 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д..ч/5
Филиал ППП "Патент", Г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 11 вок, можно придать гайкам различное натяжение упругого элемента, что позволит регулировать натяг в резь-. бовом соединении. Путем поджатия винтов непосредственно на местах установки гаек можно увеличивать усилие стопорения гайки, если это необходимо в возникшей ситуации в месте установки гаек.Для этого необходимо немного поджать винты, убрав натяг в резьбовом соединении, и продвинуть стакан вперед, после чего опять застопорить гайку описанным способом.
Снятие гайки со стержня производится путем поджатия винтов вперед для снятия натяга в соединении и дальнейшего скручивания гайки. Возможен и другой .путь снятия гаек — выкрутив винты, скручивают отдельно стакан
10 и затем корпус гайки.