Гидравлическая система транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая два гидравлических контура с различными допустимыми температурами ра- , :бочей жидкости, каждый из которых снабжен насосом и контрольно регулирующей аппаратурой, и общий бак, причем сливная линия контура высокой температуры связана с входом насоса контура низкой температуры через дроссельное устройство и теплообменник , а сливная линия контура низкой температуры - с входом насоса контура и дополнительной линией - с баком , и датчик температуры, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена трехлинейным клапанным устройством, установленным в сливной линии контура высокой температуры и подключен 5 ным одним из выходов к баку, а теплообменник установлен в сливной линии контура низкой температуры до подключения к ней дополнительной линии. 00 со

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

»g> SU<»> (51)4 F 5 В 21 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3772245/25-06 (22) 18.07. 84 (46) 15.09.85. Бюл. М 34 (72) Б.А. Любимов, Д.Е. Флеер

В.И. Перельмитер, В.Е. Борейшо, И.И. Кандрусев, С.Л. Кустанович, М.Г. Мелешко и С.Д. Ярош (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению "HATH" и Минский тракторный завод (53) 62-82(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 759756, кл. F 15 В 21/04, 1978.

Патент США У 3945208, кл. 60-420, 1976. (54)(57) 1. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая

I два гидравлических контура с различными допустимыми температурами ра:бочей жидкости, каждый.из которых снабжен насосом и контрольно регулирующей аппаратурой, и общий бак, причем сливная линия контура высокой температуры связана с входом насоса контура низкой температуры через . дроссельное устройство и теплообменник, а сливная линия контура низкой температуры — с входом насоса контура и дополнительной линией — с баком, и датчик температуры, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена трехлинейным клапанным устройством, установленным в сливной линии контуO ра высокой температуры и подключен- щ ным одним из выходов к баку, а теплообменник установлен в сливной линии контура низкой температуры до Ю подключения к ней дополнительной линии, 1178972

2. Гидравлическая система по п. 1, отличающаяся тем, что клапанное устройство выполнено упИзобретение относится к гидроприводам общего машиностроения, имеющим несколько гидравлических контуров с различной допустимой температурой рабочей жидкости, и может быть ис- 5 полъзовано в гидравлических системах мобильных машин.

Цель изобретения — повышение надежности работы.

На фиг. 1 приведена схема гидрав- 10 лической системы транспортного средства; на фиг. 2 и 3 — варианты выполнения клапанного устройства.

Гидравлическая система транспортного средства содержит гидравлический контур 1 высокой допустимой температуры рабочей жидкости, например контур механизмов трансмиссий, и гидравлический контур 2 низкой допустимой температуры рабочей жидкости, 20 например контур рабочего оборудования °

Контур 1 содержит насос 3, связанный всасывающей линией 4 с баком 5 рабочей жидкости системы, в качестве 25 которого может быть использован картер трансмиссии, и напорной линией 6 через фильтр 7 с исполнительными механизмами трансмиссии 8. Напорная линия 6 связана с трехлинейным кла- 3а паиным устройством 9, имеющим линии

10, 11 и 12, установленным в сливной линии 13 контура 1, Контур 2 рабочего оборудования содержит насос 14, связанный напорной линией 15 через клапан 16 управления, выполненный в виде распределителя, с исполнительным механизмом 17 рабочего оборудования, Сливная линия 18 контура 2 рабочего оборудования подключена к входу 19 насоса 14 и через дополнительную линию 20 к баку 5. Теплообменник 21 установлен в сливной линии 18 до точки 22 подключения к ней дополнительной линии 20. Линия 11 клапанного устройства 9 подключена линией равляемым от датчика температуры, установленного в контуре низкой температуры.

23 к баку 5. Линия 12 клапанного устройства 9 подключена сливной линией

13 к сливной линии 18 до теплообменника 21 в точке 24. Если насос 14 выполнен отключаемым от привода, то точка 24 располагается на сливной линии 18 перед теплообменником 21, а если насос 14 не отключается от привода, то располагается в любой точке линии 18 (до и после теплообменника 21), кроме точки 22, Клапанное устройство 9 может иметь различные варианты исполнения в зависимости от конструкции гидросистемы рабочего оборудования и требований к ней, На фиг. 1 представлена схема гидросистемы с неуправляемым клапанным устройством 9, выполненным в виде регулятора потока, состоящего иэ параллельно установленных напорного клапана 25 и дроссельного устройства 26, выполненного в виде дросселя 27.

Преимущество неуправляемого транспортного устройства 9 состоит в простоте конструкции, область применения — в транспортных средствах с относительно стабильным тепловыделением в трансмиссии и контуре рабочего оборудования, Если в транспортном средстве тепловыделение в контурах трансмиссии и рабочего оборудования значительно отличается, то целесообразно применять управляемое клапанное устройство 9.

На фиг. 2 представлена схема управляемого клапанного устройства 9, в котором дроссельное устройство 26 выполнено в виде клапана 28, управляемого по линии 29 связи от датчика 30 температуры, установленного в сливной линии 18 контура 2.

На фиг. 3 представлена схема устройства 9 при применении в качестве насоса 14 отключаемого от привод3 11? ного двигателя (не показан) насоса или насоса переменного рабо:его объема.

В этом случае линия 12 клапанного устройства 9 подключается к сливной линии 18 до теплообменника 21, а параллельно дросселю 27 устанавливается клапан 31, линия 32 управления которого подключается к контуру

2 рабочего оборудования, например к напорной линии 15.

Гидросистема (фиг. 1) работает следующим образом.

Рабочая жидкость от насоса 3 по напорной линии 6 через фильтр 7 и 15 клапанное устройство 9 поступает в сливную линию 13 и далее в сливную линию 18 контура 2 рабочего оборудования, и параллельный поток через линию 23 поступает в бак 5. В точке 20

24 подключения линии 13 к линии 18 происходит смешивание сливных потоков контура 1 и контура 2. В результате этого рабочая жидкость в сливной линии 18 после точки 24 имеет 25 средневзвешенную температуру по отношению к температуре рабочей жидкости в контурах 1 и 2. В точке 22 поток рабочей жидкости разделяется: часть, равная подаче насоса 14, на- зО правляется на его вход 19, оставшаяся часть — по дополнительной линии

20 в бак 5.

В процессе работы транспортного средства со стабильными потерями

35 мощности (фиг. 1) в контуре 1 трансмиссии имеют место большие потери мощности при относительно меньшей теплоотдаче, чем в контуре 2 рабочего оборудования с теплообменником 21, 4О

Если бы поток в линии 13 отсутствовал, то темпера ура рабочей жидкости в контуре 1 быпа бы значительно больше, чем в контуре 2. Если бы поток в линии 13 был значительным э то в пределе температура рабочей жидкости в обоих контурах была бы одинаковой. Поэтому дроссель 27 вы10

8972 4 бирается таким, чтобы поток через него обеспечивал промежуточное значение температуры рабочей жидкости в контуре 2, равное допустимому прн наименее благоприятных условиях работы транспортного средства (например, при максимальных потерях мощности в контуре 2 рабочего оборудования). Если потери мощности в ,контуре 2 будут меньше при том же потоке рабочей жидкости и при неизменных потерях в контуре 1 трансмиссии, то температура рабочей жидкости в контуре

2 будет меньше максимально допустимой.

Гндросистема транспортного средства с управляемым клапанным устройством 9 (фиг. 2) обесгечивает заданную в установленном диапазоне температуру рабочей жидкости в контуре рабочего оборудования при менее стабильных потерях мощности в контурах

1 и 2. Это достигается тем, что с возрастанием температуры в контуре

2 к управляемому клапану 28 поступает сигнал по линии 29, в результате чего поток в линиях 13 и 20 уменьшается, массообмен между контурами 1 и 2 сокращается и температура в контуре 2 уменьшается, а в контуре 1 увеличивается, При уменьшении температуры в контуре 2 происходит противоположный процесс. Таким образом температура в контуре 2 поддерживается в заданном диапазоне независимо от потерь мощности в контурах 1 и 2.

В клапанном устройстве 9, выполненном го схеме на фиг. 3 ° при отключении насоса 14 давление в напорной линии 15 и линии 32 связи пада-. ет, в результате чего клапан 31 открывается и часть потока по линии 13 направляется из контура 1 в теплообме::ник 21. Проходное сечение клапана 31 выбирается таким, чтобы величина потока через теплообменник 21 соответствовала рекомендуемой заводом-изготовителем, теплоотдача теплообменника при этом возрастает, 1178972 фиг. 2

Составитель А. Стесин

Техред А.Ач Корректор В. Бутя га

Редактор В. Ковтун

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная ° 4

Заказ 5633/32 Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5