Демпфер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

.1.ДЕМПФЕР по авт.св.№200343, отличающийся тем, что, с целью снижения -анизотропии упругофрикционных свойств, на наружной цилиндрической поверхности втулки в местах опирания вершин гофров выполнены радиусные канавки, размеры которых выбраны из соотношений , 14 Z (-tib . ,, где R - радиус канавки, Rr - радиус гофры, Ь - длина хорды канавки, Lt- дина цилиндрических участков втулки, оставшихся после выполнения канавоку d - наружный диаметр втулки f - число гофров в пакете, Ькглубина канавки, f - допустимая (остаточная) деформация гофры в опоре. I 2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью (Л повьшения надежности конструкции с для тяжелонагруженных роторов, на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнены аналогичные канавки с теми же размерами. sj 00 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (l 9) (!! ) Рц4 F 16 F 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

R 1 l, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 200343

-(21) 3718769/25-28 (22) 29.03.84 (46) 15.09.85. Вюл. Р .34 (72) И.Д. Эскин и В.И. Иващенко (71) Куйбышевский ордена Трудового

Красного Знамени авиационный институт им. акад. С.П. Королева (53) 621.567 .1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Я 200343, кл. F 16 F 7/00, 1966. (54)(57). 1.ДЕИПФЕР по авт. св. 0200343, отличающийся тем, что, с целью снижения .анизотропии упругофрикционных свойств, на наружной цилиндрической поверхности втулки в местах опирания вершин гофров выполнены радиусные канавки, размеры которых выбраны из соотношений

L4 (4)

Хct к где К вЂ” радиус канавки, 1 г- радиус гофры, Ь вЂ” длина хорды канавки, Lz- дина цилиндрических участков втулки, оставшихся после выполнения канавок

d — наружный диаметр втулки; п1 — число гофров в пакете;

hq — глубина канавки, — допустимая (остаточная) деформация гофры в опоре °

2. Демпфер по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности конструкции для тяжелонагруженных роторов, на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнены аналогичные канавки с теми же размерами.

1178980

0= =1 — — 7

1о о где равное д1 = (— — + f rn приводило и а г

2 4

1 бра к поднятию вершины гофра на величину, не более 0,02 мм. Глубина ка- 55 навки 4r, определяется соотношением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для демпфирования колебаний роторов авиационных ГТД и является дополнительным к авт.св. Ь 200343.

Цель изобретения — снижение анизотропии упругофрикционных свойств и повышение надежности конструкции для тяжелонагруженных роторов.

На фиг. 1 изображен фронтальный разрез демпфера; на фиг. 2 — профиль радиусной канавки и ее геометрические параметры.

Демпфер содержит корпус 1, установленные в корпусе 1 опоры 2, пакет 3 гофрированных стальных лент, стыки которых равномерно расположены в вершинах гофров. Пакет 3 вставлен с натягом в кольцевой зазор между втулкой 4 и корпусом 1 демпфера. Втулка 4 надета по неподвижной посадке на невращающееся наружное кольцо подшипника 5 и фиксируется в форсуночном кольце 6 выступом 7. На наружной цилиндрической поверхности втулки 4 выполнены радиусные канавки 8 в местах опирания вершин гофров, размеры которых выбраны из соотношения

1 " г р

1, с2 к где R — радиус канавки;

Йг — радиус гофра, — длина хорды канавки, 1g — 3-5 мм, длина цилиндрических участков втулки, оставшихся после выполнения канавок, наружный диаметр втулки, и — число гофров в пакете, Ъ вЂ” глубина канавки, — допустимая (остаточная) деформация гофра в опоре.

Следует иметь в виду, что радиус канавки 8 должен быть таким, чтобы перемещение Л L концов гофра при его максимальной рабочей деформации, где 1 — шаг гофра, начальный выгиб;

 — безразмерный натяг, остаточный выгиб гофра в сечении по канавке.

В предлагаемой конструкции используется уменьшенный безразмерный натяг до 8 =0,6-0,75, причем о= 1 — 1,5 мм,,f = О, 15-0,20 мм. При этом глубина канавки 4r,= 0,20-0,5 мм

Гладкие цилиндрические участки наружной поверхности втулки 4 выполняют роль ограничителей радиальных деформаций демпфера в случае, когда радиальные смещения втулки 4 достигают предельных значений и внутренняя поверхность гофрированного пакета соприкасается с гладкими участками втулки 4.

Для тяжелонагруженных роторов, в опорах которых возможны значительные крутящие и сдвигающие усилия, аналогичные радиусные канавки необходимо выполнить и на внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1 демпфера, и в местах опирания вершин гофров, причем их глубина должна быть. больше остаточного выгиба гофра.

Демпфер работает следующим образом..

Радиальные колебания ротора пере35 даются через наружное кольцо подшип— ника 5 на втулку 4 и пакет 3 гофрированных лент. При сжатии пакета 3 в кольцевом зазоре между втулкой 4 и корпусом 1 происходит взаимное проскальзывание лент пакета, сопровождаемое работой сил трения и рассеиванием энергии колебаний. В случае возникновения сдвигающей составляющей силы нагружения гофры дополнительно деформируются, их жесткость возрастает и сдвигающий крутящий момент не достигает величины, достаточной для вытягивания вершины гофра из канавки 8. При достижении

5О предельной величины радиального смещения втулки 4 вершины гофров соприкасаются по внутренней дуге с цилиндрическими участками втулки 4, выполняющими роль ограничителей деформации, что предохраняет ротор от недопустимых смещений.

1178980

Составитель С. Таратухин

Редактор В.Ковтун Техред М.Пароцай Корректор Л.Пилипенко

Заказ 5635/33 Тираж 898 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4