Гидравлический источник поперечных сейсмических волн

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ГВДРАВЛИЧЕСКИЙ ИСТОЧЙЖ ПОПЕРЕЧНЫХ СЕЙСМИЧЕСКИХ ВОЛЯ, содержащий транспортное средство, опорную плиту с клиньями и якорями, возбудитель вибрации с цилиндром и плунже-. ром, отличающийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности и надежности, опорная плита выполнена из средней секции, на которой закреплены клинья, и двух крайних секций с якорями, при этом крайние секции жестко соединены между собой траверсами с колоннами , соосно связаннь1ми с направляющими втулками подвижной каретки, жестко закрепленной на средней секции, цилиндр возбудителя вибрации жестко закреплен на одной из траверс, а плунжер посредстврм шарнирной штан (Л ги и датчика силы соединен с подвижной кареткой.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

2 5 А (! 9) ((!) (5()4 G 01 V 1/053

/ ф „.

Ц !1..

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3669849/24-25 (22) 08.12.83 (46) 15.09.85 Бюл. Ф 34 (72) Г.Н. Лантухов и А.С. Кастанов (71) Специальное конструкторское бюро испытательных машин Производственного объединения "Точмашприбор" (53) 550.83 (088.8) (56) Патент США Ф 3286783, кл. 181-05, опублик. 1966.

Авторское свидетельство СССР

Р 693290, кл . G 01 V 1/02, 1877.

Авторское свидетельство СССР

Ф 716012, кл. G О1 V 1/143, 1978 г. (54)(57) ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

ПОПЕРЕЧНЫХ СЕИСИИЧЕСКИХ ВОЛН, содержащий транспортное средство, опорную плиту с клиньями и якорями, возбудитель вибрации с цилиндром и плунже-. ром, отличающийся тем, что, с целью повышения сейсмической эффективности и надежности, опорная плита выполнена из средней секции, на которой закреплены клинья, и двух крайних секций с якорями, при этом крайние секции жестко соединены между собой траверсами с колонна4 ми, соосно связанными с направляющи" ми втулками подвижной каретки, жест-. ко закрепленной на средней секции, цилиндр возбудителя вибрации жестко закреплен на одной из траверс, а плунжер посредством шарнирной штанги и датчика силы соединей с подвижной кареткой.

1179

Изобретение относится к устройствам для создания поперечных сейсмических волн и может быть использовано при проведении сейсморазведочных работ на нефть и газ. 5

Целью изобретения является повышение эффективности и надежности устройства.

На фиг.1 изображена опорная плита, вид сверху; на фиг.2 — то же, 10 вид сбоку, на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг,5 — разрез В-В на фиг.1.

Трехсекционная опорная плита 1 15 содержит крайние секции 2 и 3, соединенные жестко траверсами 4 и 5.

На передней траверсе 4 жестко закреплен возбудитель вибрации с цилиндром 6 и плунжером 7, который 10 шарнирной штангой 8 соединен с датчиком 9 силы, жестко закрепленным на каретке 10, которая закреплена на подвижной средней секции 11 опорной плиты. На промежуточные плиты 25

12 и 13 опирается транспортное средстго (нс показано). По колоннам 14 перемещается каретка 10 подзижной секции 11, которая связана с крайними секциями растяжками 15- З0

18. На крайних секциях плиты имеются пневматические амортизаторы 19 и якоря 20, а средняя секция 11 опорной плиты .снабжена клиньями 21.

Устройство работает следующим образом.

Трехсекционная опорная плита 1 устанавливается на грунт, и массой транспортного средства (не показано) через промежуточные плиты 12 и 13 и 40 пневматические амортизаторы 19 ее крайние секции 2 и 3 прижимаются к грунту. При этом якоря 20 свободно проникают в грунт. Вертикальная сила

235 г на среднюю секцию 11 передается посредством втулок 22 каретка 10, соосно соединенных с колоннами 14. Средняя секция 11, нагруженная вертикальной силой, остается на поверхности грунта ввиду значительного сопротивления, оказываемого грунтом клиньям 21. Внедрение клиньев 21 средней секции 11 в грунт происходит после включения цилиндра 6, в процессе возбуждения сейсмического сигнала.

Циклическая нагрузка, создаваемая в полостях цилиндра 6 вследствие переменной подачи рабочей жидкости, передается средней секции 11 посредством шарнирной штанги 8, соединенной с датчиком 9 силы, закрепленным на каретке 10.

Направляющие втулки 22 каретки 10, выполненные из материалов с низким коэффициентом трения, не препятствуют горизонтальному смещению средней секции 11 относительно крайних секций 2 и. 3, которые воспринимают действующие на транспортное средство горизонтальные силы. Рабочий цикл заканчивается отключением цилиндра 6 и поднятием трехсекционной опорной плиты 1 в транспортное положение.

Выполнение опорной плиты трехсекционной позволяет замкнуть реактивную силу штока цилиндра на силовую раму опорной поверхности и обсспечить возбуждение поперечных сейсмических волн необходимой мощности при меньшей металлоемкости устройства, что позволяет повысить его надежность и эффективность. B связи с тем, что возбудитель вибрации перемещается в про .ессе работы вдоль оси транспортного средства, устраняются боковые усилия на него, .что также повышает надежность источника в целом.

11j9235

I179235 s

Тираж 748 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5667/45

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Редактор Л. Веселовская

Составитель Н. Чихладзе

Техред А.Бабинец Корректор С.Черни