Взрывонепроницаемый подшипниковый узел электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ВЗРЫБОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ПО,ЦШИ НИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включакщий крышку, втулку, закрепл ную на крьппке и образующую с ней взрывонепроницаёмый зазор, дополнительный подшипник, внешняя обойма которого закреплена на втулке и установленное на валу кольцо, образующее взрывонепроницаёмый зазор с втулкой, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности, упомянутое кольцо установлено на валу с возможностью аксиального перемещения и образует с валом взрьшонепроницаемый зазор, при этом кольцо имеет цилиндрический участок, на котором закреплена внутренняя обойма дополнительного подшипника, и участок , перпендикулярньй оси вращения и образующий с упомянутой втулкой плоский взрывонепроницаемый зазор.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1179481 (>4 Н 02 К 36,l„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / "

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3691575/24-07 (22) 09.01.84 ,(46) 15.09.85. Бюл. ¹ 34 (72) Э.П.Москалев, Л.Б.Резник, Л.А.Збарский и И.Г.Ширнин (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт вэрывозащищенного и рудничного электрооборудования (53) 621.313.17 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 486426, кл. Н 02 К 5/136, 1973.

Авторское свидетельство СССР № 481103, кл. Н 02 К 5/136, 1972. (54)(57) ВЗРЫВОНЕПРОНИЦАЕМЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, включающий крышку, втулку, закреплен ную на крышке и образующую с ней вэрывонепроницаемый зазор, дополнительный подшипник, внешняя обойма которого закреплена на втулке и уста" новленное на валу кольцо, образующее взрывонепроницаемый зазор с втулкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, упомянутое кольцо установлено на валу с воэможностью аксиального перемещения и образует с валом взрывонепрон щаемый зазор, при этом кольцо имеет цилиндрический участок, на котором закреплена внутренняя обойма дополнительного подшипника, и участок, перпендикулярный оси вращения и обраэукнций с упомянутой втулкой плоский взрывонепроницаемый зазор.

1 11794

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к взрывонепроницаемым уплотнениям подшипни— ковых узлов электрических машин.

Цель изобретения — повышение надежности взрывонепроницаемого узла.

На фиг. 1 и 2 показаны варианты исполнения предлагаемого взрывонепроницаемого подшипникового узла электрической машины. 10

На валу 1 закреплено посредством шпонки 2; вращающее кольцо 3, на которое установлен дополнительный подшипник 4 с насаженной на внешнюю обойму втулкой 5. Втулка 5 образует 15 неподвижный плоский взрывонепроницае. мый зазор с крышкой б и прижимается к упомянутой крышке запорным кольцом

7 посредством болтов 8, которые фиксируются от самоотвинчивания стопор- 20 ными шайбами.

Стопор 9 предотвращает вращение втулки 5. Неподвижный взрывонепроницаемый зазор образован также между кольцом 3 и валом 1, а подвижный 25 плоский взрывонепроницаемый зазор образован между кольцом 3 и втулкой 5.

Взрывонепроницаемый подшипниковый узел собирают предварительно до сбор"g0 ки электрической машины и контролируют плоские взрывонепроницаемые зазоры. Узел в сборе устанавливают на валу, фиксируют шпонкой 1,и контролируют взрывонепроницаемый зазор между валом 1 и кольцом 3.

Взрывонепроницаемые сопряжения взрывозащитных поверхностей гарантируют стабильность величины взрывонепроницаемых зазоров и не требуют 40 дополнительного контроля после сборки и в процессе эксплуатации электрической машины.

81 2

Факторы, влияющие на изменение величины взрывонепроницаемых сопряжений сведены до минимума, что позволяет выбирать малые взрывонепроницаемые зазоры.

На изменение величины взрывонепроницаемого зазора между кольцом 3 и втулкой 5 оказывает влияние только аксиальное перемещение относительно друг друга внутреннего и внешнего кольца подшипника 4. Расчеты показывают, что для электрических машин взрывонепроницаемый зазор между втулками может быть равен 0,1 мм.

Тепловое удлинение вала не оказы- вает влияния на параметры взрывозащитных сопряжений и работоспособность взрывонепроницаемого подшипникового узла благодаря установке подшипника 4 на кольцо 3, которое закреплено на валу 1 с возможностью аксиального перемещения.

Кольцо 3 и втулка 5, дополнительный подшипник 4 имеют свободу радиального смещения относительно крышки 6 на любую заранее заданную величину, что исключает нагрузку на дополнительный подшипник 4 (кроме собственного веса втулки 5) и обеспечиг вает стабильность и равномерность плоских взрывонепроницаемых щелевых зазоров между кольцом 3 и втулкой 5, а также втулкой 5 и крьппкой 6.

Такая конструкция взрывонепроницаемого подшипникового узла позволя1 ет повысить надежность в эксплуатации за счет снижения износа дополнительного подшипника, не требует ин- . дивидуальной подгонки к конкретной машине, что особенно важно при ремонте электрических машин.

II7948I

Составитель С. Венгржановская о ай КорректoP И. Эрдейи;

Редактор Л.Авраменко Техред М.Пароца аж 646 Подписное

Заказ 5692/58 тираж

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам елам изобретений и открытий б. . 4/5

113035, Москва, -35 Раушская наб., д.

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,