Пульт руководителя полетов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Класс 62с, 25

Жо 1 j7976

Гр. ЫО

СССР

ОЛИОАНИЕ И ГБРЕТЕИИЯ

И АВТОРСИОМУ %., ВКДЕ7ЕДЬСТВУ

В. П. Тимин и M. И. Трошенков

ПУЛЬТ Г КОВОДИТКЛЯ ЛОЛКТОВ

Заявлено 5 апреля 1957 г. за ЪЪ 570447/40 в Комитет по делам изобретен.й и открытий при Совете Министров СССР

Пульты руководителя полетов, содержащие планшет со световой сигнализацией II программный электроконтактный механизм, предназначенные для контроля за полетом самолетов по заданной программе, уже известны.

Однако пульты подобного рода требуют от руководителя проведения вычислений для определения положения самолета, кроме то-î,,они нс обеспечивают контроль за временем полета одновременно нескольких самолетов.

Предлагаемый пульт не содержит указанных выше недостатков и позволяет автоматически определять расчетное по времени положение самолета в воздухе, наглядно сравнивая заданное положение самолета с действительным. Зто достигается тем, что пульт выполнен в виде горизонтального планшета с нанесенной на нем картой местности и указанием маршрутов и зон полетов и вертикального планшета с нанесенными на нем графиками изменения высоты полета по заданной программе, с вмонтированными на линиях маршрутов и графиков высоты электролампочками, последовательно зажигаемыми через заданные промежутки времени.

На фиг. 1 показана карта-экран с горизонтальным и вертикальным планшетами; на фиг 2 — схема программно o электроконтактного механизма.

Пульт оформлен в виде двух пересекающихся плоскостей — горизонтального планшета 1 и вертикального планшета 2. На горизонтальном планшете 1 пред1ставлена разбитая на квадраты карта района полетов с изображением зон, маршрутов и направлений полетов. Каждая зона, маршрут и направление имеют подсвечивающий трап,"порант. В центре планшета 1, которым является аэродром, изображен лимб 8 с масштабной линейкой. При помощи лимба 3 можно определить отклонение самолета от посадочного курса. № 117976

Вертикальная плоскость изображена на планшете 2 в виде прозрачного экрана, за которым видны изображения, нанесенные на планшете 1.

На планшете 2 нанесены в масштабе по вертикали расчетные кривые 4 полета по системе, в данном случае графики для трех высот полета: 3000, 5000 и 7000 м. На кривых 4 через каждые 30 сек. полета отмечены расчетные точки 5, в которых просверлены отверстия по диаметру, равному баллону электролампочки. Лампочки с подведенными к ним проводами укрепляются в гнездах пульта. Кроме кривых 4 полета, на планшете 2 нанесены расчетные глиссады 6 снижения со скоростями 5, 10, 20, 25, 30, 35, и 40 л/сек, предназначенные для исправления ошибок при заходе на посадкуЗлектроконтактный механизм, предназначенный для подачи импульса тока на электролампочки, закрепленные в точках б, соответственно расчетному местонахождению самолета в данный промежуток времени, состоит из следующих основных частей: реле 7 — 8 — 9, секундомера 10, выключателей 11 по числу контролируемых самолетов в полете, переключателей 12 высоты полета, шкалы 18 времени полета самолетов с рукояткой и указательной стрелкой, электромагнитов 14 с ведущей собачкой и храповыми колесами 15, сети проводов 1б к лампочкам, расположенным на кривых 4 полета, лампы 17, служащей для проверки реле.

Секундомер 10 предназначен для подачи первоначального импульса тока в реле 8, являющееся чувствительным элементом, срабатывающим при малом напряжении. В секундомер 10 вставлено органическое стекло, в котором закреплен пружинный контакт, при пуске секундомера 10 секундная стрелка его поочередно своими концами подходит к пружинному контакту секундомера и тем самым через каждые 30 сек. замыкает электроцепь на реле 8 .При срабатывании реле 8 подключаются выключатели 11, импульс тока передается в электромагниты 14, которые при срабатывании передвигают собачкой храповые колеса 15 на один зуб; одновременно передвигается на одно деление указательная стрелка на шкале 18 и загорается очередная лампочка в гнезде на кривой 4. В таком положении подвижная система остается до очередного импульса от секундомера 10.

Для постановки электроконтактного механизма в исходное поло кение служит рукоятка на шкале 18; стрелка на рукоятке показывает общее время полета и одновременно расчетное место нахождения самолета; три кольца, нанесенные на шкале 18, соответствуют трем расчетным высотам работы пульта (в данном случае на 3000, 5000 и 7000 м).

Перед началом полета дежурный штурман заводит секундомер 10, проверяет его исправность, включает общий выключатель пульта, устанавливает стрелки времени на шкалах 18 в нулевое положение, задает высоту полета для каждого механизма пульта, пользуясь переключателем 12.

В момент взлета самолета штурман включает соответствующий выключатель 11, тем самым запуская один из механизмов. Через каждые

30 сек. на кривых 4 полета будут загораться лампочки, подключенные к сети 1б, указывая расчетное место положения каждого самолета, если он строго выдерживает режим полета по системе. Планшетист, получив действительные данные места нахождения самолетов, наносит их на органическое стекло, уложенное сверху карты (на планшете 1). Дежурный штурман, сравнивая действительное место нахождения самолета с расчетным, выявляет допущенную ошибку в заданном режиме полета и вмешивается в управление полетом, подавая необходимые команды. № 117976

Предмет изобретения

Пульт руководителя полетов для контроля за полетом самолетов по заданной программе с применением планшетов со световой сигнализацией и программного электроконтактного механизма, о т л и ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью увеличения наглядности сравнения заданного положения самолета с действительным, пульт выполнен в виде горизонтального планшета с нанесенной на нем картой местности и указанием маршрутов и зон полетов и вертикального планшета с нанесенными на нем графиками H3NeHeHHH Bbh-OTbI IIOJIPTB IIO заданной IIpOI рамме, C BMOHTHрованными на линиях маршрутов и графиков высоты электролампочками, последовательно зажигаемыми через заданные промежутки времени. № 1)7976

Фиг. 2

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. Г. Голандский

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,34 и. л. Зак. 835

Типография Комитета Ilo делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14. -1

I 1

Подп. к печ. 25.II 59 г.

Тираж 550 Цена 50 коп.