Приводное устройство

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее корпус, червячное колесо, состоящее из ступицы, венца и промежуточной части, кинематически связанных между собой рычажным механизмом , соединенным со штоком запорного органа, и подпружиненный фиксатор , снабженный стопором, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, корпус выполнен из двух частей, установленных с возможностью поворота одна относительно другой, шток запорного органа пропущен через ступицу колеса , корпус вьтолнен с упором, а фиксатор размещен в венце червячного колеса, при этом поворотная часть корпуса снабжена подпружиненным толкателем , установленным с возможностью взаимодействия со стопором,и s венцом, а упор штока кинематически (Л связан с толкателем.

СО)ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК () 9) (!!) 0629 А

Ю)4 F 6К 31 53

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3689865/25-08 (22) 13.01.84 (46) 23.09.85. Бюл. Ó 35 (72) M.È. Шевцов (53) 621.646(088.8) (56) Гуревич Д.Ф. Расчет и конструирование трубопроводной арматуры.

Л,: Машиностроение, 1964, с. 128, ф . 38.

Авторское свидетельство СССР

У 1008551, кл. F 16 К 31./53, 1983. (54) (57) ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее корпус, червячное колесо, состоящее из ступицы, венца и проме" жуточной части, кинематически связанных между собой рычажным механизмом, соединенным со штоком запорного органа, и подпружиненный фиксатор, снабженный стопором, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, корпус выполнен из двух частей, установленных с возможностью поворота одна относительно другой, шток запорного органа пропущен через ступицу колеса, корпус выполнен с упором, а фиксатор размещен в венце червячного колеса, при этом поворотная часть корпуса снабжена подпружиненным толкателем, установленным с возможностью взаимодействия со стопором,и венцом, а упор штока кинематически связан с толкателем.

1180629

Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено в приводных устройствах.

Целью изобретения является повышение надежности путем использования жесткой системы фиксации проме- жуточной части червячного колеса.

На фиг. 1 изображено устройство, разрез; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 — вид Б на фиг. 2. 10

В неподвижной части корпуса 1 установлен червяк 2, жестко связанный с маховиком 3. Червяк 2 находится в зацеплении с червячным колесом, выполненным составным иэ трех 15 частей: венца 4, промежуточной части колеса 5 и ступицы 6 входного вала. Промежуточная часть колеса 5 связана со ступицей 6 выходного вала устройства (выходной вал устрой- 20. ства и арматура не показаны) системой рычагов 7-10. Рычаги 7 и 10 вращаются вокруг осей 11 и 12, рычаги

8 и 9 — вокруг оси 13. Рычаги 7 и 8 подпружинены один относительно дру- 25 гого пружиной 14, рычаги 9 и 10 пружиной 15. Оси 11 и 12 закреплены жестко на ступице 6. Ось 13 жестко закреплена. на ползуне 16, установленном подвижно на валу 17 50 в промежуточной части колеса 5. Полэун 16 с помощью буртов 18 и 19 взаимодействует с выступом 20 венца 4.

Промежуточная часть колеса 5 взаимо действует с венцом 4 с помощью под-..

35 пружиненного фиксатора, расположенного в отверстии 21 венца 4 и состоящем из ролика 22 и пружины 23.

Ролик 22 взаимодействует с конусной частью 24 стопора 25, подпружинен- 40 ного пружиной 26. В круговой заточке неподвижной части корпуса 1 установлена поворотная часть корпу" са 27. В поворотной части корпуса

27 установлен толкатель 28, подпру- 45 жиненный пружиной 29. На нижнюю резьбовую часть толкателя 28 установлены фиксирующие гайки 30. Нижней сферической частью 31 толкатель 28 взаимодействует с конусной частью 32 стопора 25. В днище неподвижной части корпуса 1 расположены отверстия 33, в которые может заходить стопор 25. Количество отверстий и их протяженность определяются исходя из работы устройства. !

Через отверстия в ступице 6 и в неподвижной части корпуса 1 проходат шток 34 запорного органа, на котором закрепляется упор 35, и крепится гайкой 36. Упор 35 в определенном положении штока 34 взаимодействует с толкателем 28. Настройка упора 35 должна производиться так, чтобы в начальный момент его взаимодействия с толкателем затвор арматуры "сел" на уплотнительные поверхности. Момент взаимодействия упора 35 с толкателем 28 и последнего со стопором 25 регулируется путем разворота поворотной части корпуса 27, а также с помощью смещения фиксирующих гаек 30. Минимальная величина разворота поворотной части корпуса 27 равна шагу между крепежными отверстиями. Стопор 25 установлен в отверстии 37 промежуточной части 5.

Устройство работает следующим образом.

При вращении червячного колеса против часовой стрелки венец 4 начинает перемещаться вместе с выступом 20. Одновременно с ним будет перемещаться ползун 16 под действием пружины 14. При этом суммарная длина рычагов 7 и 8 увеличивается, а рычагов 9 и 10 — уменьшается. На" грузка с уплотнительных поверхностей арматуры снимается. Выступ 20 венца 4 передает вращение через бурт 19 ползуну 16, промежуточной части 5, ступице 6, резьбовой втулке арматуры. Вследствие указанного процесса шток 34 перемещается поступательно вверх (арматура открывается). Упор 35 освобождает толкатель 28, перемещающийся далее под действием пружины 29 вверх. В результате этого, а также вследствие вращения промежуточной части 5, стопор

25 высвобождается и под действием пружины 26 перемещается поступатель" но вверх, одновременно выходя из отверстия 33. При этом ролик 22 под действием пружины 23 входит в отверстие 37 и начинается совместное вращение элементов 4-6 устройства (холостой ход арматуры). При движении (вращении) венца 4 в сторону закрытия арматуры (по часовой стрелке) элементы 4-6 вращаются одновременно с одинаковой угловой скоростью. При достижении исполнительным органом уплотнительных поверхностей арматуры в результате соответствую3 11806 щей настройки упор 35 нажимает на толкатель 28, который, в свою очередь, взаимодействует со стопором 25, перемещая его вниз, и утапливает ролик

22 в отверстие 21. Одновременно 5 стопор 25 заходит в одно из отверстий ЗЗ, промежуточная часть колеса

5 останавливается (затормаживается).

Затем при продолжающемся вращении венца 4 происходит перемещение 10 ползуна 16 (т.е. выступ 20 взаимодействует с буртом 18) и сжатие

29 4 пружины 14, что приводит к изменению соотношения длин рычагов 7, 8 и 9, 10. Результатом является значительное увеличение прикладываемого к арматуре момента при сохранении прилагаемой к зубчатому (чер" вячному) зацеплению силы. Увеличение момента приводит (учитывая, что ступица 6 жестко связана с резьбовой втулкой арматуры) к значительному возрастанию осевого усилия, передаваемого на шток 34 арматуры.

1180629

А-А

23

21

22

Составитель В. Акинин

Редактор С. Патрушева Техред А.Чабинец Корректор M. Самборская

Заказ 5904/34 Тираж 897 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4