Устройство для обнаружения повреждений короткозамкнутого ротора асинхронного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРЗТКЕНИЯ ПОВРЕВДЕНИЙ КОРОТКОЗАМКНУТОГО : РОТОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее датчик оборотов, соединенный выходом с первыми входами первого и второго элементов И, соединенных выходами с соответствующими входами триггера,. первьй измерител и выпрямитель, о т л ичающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, внего введены датчик потребляемой мощности, первый и второй фильтры низкой частоты , делитель частоты, первый и второй формирователи импульсов, нелинейный преобразователь, формирователь пилообразных импульсов,второй измеритель, дифференциальный усилитель, пороговый элемент и инликатор , причем выход датчика потребляемой мощности соединен через делитель частоты с входами первого и второго формирователей импульсов, соединенных выходами соответственно с вторыми входами первого и второго элементов И, выход триггера соединен через последовательно соединенные формирователь пилообразных импульсов и первый фильтр низкой частоты с входом первого измерителя и с первым входом дифференциального усилителя, соединенного вторым входом через последовательно соединенный нелинейный преобразователь , второй фильтр низкой частоты и вьшрямитель с выходом датчика мощности, выходом - с входом второго измерителя непосредственно , а через пороговый элемент :С ВХОДОМ индикатора.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (1)) (5!)4 С 01 R 31/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3731 760/24-21 (22) 26.04.84 (46) 30.09.85. Бюл. 1(- 36 (72). А.В. Рассказчиков, В.А. Савельев, А.А. Чижов и M.Â. Смирнов (71) Ивановский ордена "Знак Почета" энергетический институт им. В.И. Ленина (53) 621.313 (088.8) (56) Gaydon В.С., Hopgood D.J, FaItering puIse can reviaI an

aiIing motor, EIectronic Reviev" (Great Britain) 1975, и 205, р. 37., 38.

Таран В.П. Диагностирование электрооборудования. Киев: Техника, . 1983, с. 98, рис. 22.

Авторское свидетельство СССР

У 613243, кл. G 01 R 3/60, 1976. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ КОРОТКОЗАИКНУТОГО

РОТОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ, со- держащее датчик оборотов, соединенный выходом с первыми входами первого и второго элементов И, соединенных выходами с соответствующими входами триггера,,первый иэмерител% и выпрямитель, о т л H ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, в него введены датчик потребляемой мощности, первый и второй фильтры низкой частоты, делитель частоты, первый и второй формирователи импульсов, нелинейный преобразователь, формирователь пилообразных импульсов,второй измеритель, дифференциальный усилитель, порогсвый элемент и индикатор, причем выход датчика потребляемой мощности соединен через делитель частоты с входами первого и второго формирователей импульсов, соединенных выходами соответственно с вторыми входами первого и второго элементов И, выхоц триггера соединен через последовательно соединенные формирователь пилообразных импульсов и первый фильтр низкой частоты с входом первого измерителя и с первым входом дифференциального усилителя, соединенного. вторым входом через последовательно соединенный нелинейный преобразователь, второй фильтр низкой частоты и выпрямитель с выходом датчика мощности, выходом — с входом второго измерителя непосредственно, а через пороговый элемент— .с входом индикатора.

1182447

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля асинхронных двигателей в процессе эксплуатации; 5

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения автоматизации контроля и диагностики неисправностей. 1О

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит датчик 1 потребляемой мощности, делитель 2 частоты, первый 3 и второй 4 форми- 15 рователи импульсов, первый 5 и второй 6 элементы И, датчик 7 оборотов, триггер 8, формирователь 9 пилообразных импульсов, первый фильтр 10 низкой частоты, первый измеритель 20

11, дифференциальный усилитель 12, нелинейный преобразователь 13, второй фильтр 14 низкой частоты, выпрямитель 15, второй измеритель

16, пороговый элемент 17, индика- 25 тор 18. Выход датчика 7 оборотов соединен с первыми входами первого

5 и второго 6 элементов И, соединенных выходами с соответствующими входами триггера 8. Выход датчика 1 потребляемой мощности соединен через делитель 2 частоты с входами первого 3 и второго 4 формирователей импульсов, соединенных выходами соответственно с вторыми входами первого 5 и второго 6 элементов И.

Выход триггера 8 соединен через последовательно соединенные формирователь 9 пилообразных импульсов и первый фильтр 10 низкой частоты с О входом первого измерителя 11 и с первым входом дифференциального усилителя 12, соединенного вторым входом через последовательно соединенные нелинейный преобразователь 13,второй фильтр 14 низкой частоты и выпрямитель 15 с выходом датчика 1 мощности, выходом - с входом второго измерителя 16 непосредственно, а через пороговый элемент 17 — с входом индикатора 18.

Устройство работает следующим

- образом.

Датчик 1 измеряет величину потребляемой мощности двигателя или при постоянной величине питающего напряжения величину тока статора. Частота сигнала от датчика. 1 определяется частотой сети, в частоте сигнала от датчика 7 оборотов — скоростью вращения ротора.

Выравнивание частот производится делителем 2 частоты, коэффициент, деления равен числу пар полюсов статорной обмотки. На выходе формирователя 3 появляется узкий, пря- моугольный сигнал в первую половину периода, а на выходе формирователя

4 аналогичный узкий, прямоугольный сигнал появляется со сдвигом фазы

180, т.е, в начале второго полупериода. Во время работы двигателя период между импульсами от датчика

7 оборотов несколько больше периодов между импульсами от формирователей 3 и 4. Когда происходит совпадение импульсов от датчика 7 оборотов и формирователя 3, на выходе элемента 5 И появляется сигнал, который перебрасывает триггер 8 Через время, равное половине периода частоты скольжения, происходит совпадение импульсов от датчика 7 оборотов и формирователя 4, на выходе элемента 6 И появляется сигнал, ко-. торый перебрасывает триггер 8 в исходное состояние. Следовательно, период переключения триггера 8 раI вен периоду скольжения. При переключении триггера 8 на выходе формирователя 9 пилообразных импульсов появляется сигнал, частота которого зависит от периода сигнала на выходе триггера 8. Фильтр низкой частоты 10 производит выделение постоянной составляющей, которая прямо пропорциональна величине скольжения. Этот сигнал контролируется измерителем

11. С помощью выпрямителя 15 и фильтра 14 низкой частоты производится преобразование переменного сигнала от датчика 1 в постоянный. Преобразователь 13 имеет нелинейную передаточную.характеристику, обеспечивающую задание на вход дифференциального усилителя 12 сигнала, пропорционального эталонному значению величины скольжения для данной величины нагрузки, зависимость между которыми имеет нелинейный характер.

Величина нагрузки задается на вход преобразователя 13 сигналом с выхода фильтра 14 низкой частоты, пропорциональным величине потребляемой двигателем мощности, а следовательно, по величине нагрузки.

Составитель В. Дворкин

Редактор С. Лисина Техред. А.Бабинец Корректор М. Поко

Заказ 6101/44

Тираж 747 Подпьсное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

3 1

При исправных стержнях ротора на выходе усилителя 12 сигнала нет. Когда происходит обрыв части стержней ротора асинхронного двигателя, это приводит к увеличению его сопротив- . ления и, следовательно, к увеличению скольжения. Равенство сигналов на

182447 4 входе дифференциального усилителя 12 нарушается, и на его выходе появля ется сигнал, пропорциональный величине повреждения ротора. Этот сигнал. измеряетизмеритель 16и придостижении порога срабатываниязлемента 17 производится сигнализацияиндикатором 18.