Гидромеханическая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

118289

Гр. 241

Класс 63с, 16„СССР

t е. ° ур р +

: У 4 Щ 11

" +Its((„Ц

11 ; 11ЦТр, /

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Д. Т, Гапоян и И. А. Курзель

ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Заявлено 9 апреля !956 г. за Мв 590033/550471/27 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Известны гидромеханические передачи, преимущественно для автомобилей, с гидротрансформатором и помещенными в одном картере с ним фрикционными сцеплениями — одним для включения механической понижающей передачи и заднего хода и другим для включения прямой передачи — с применением концентрических валов для соединения с коробкой передач.

Известные гидромеханические передачи имеют ряд недостатков, заключающихся в конструктивной и технологической сложности механической части коробок передач, в резмещении в одном картере шестерен и фрикционных сцеплений, элементы износа которых загрязняют масло, омывающее шестерни и другие детали, снижении коэффициента полезного действия (к.п.д.) трансмиссии из-за большого числа трущихся пар в планетарном механизме и в многодисковых фрикционных сцеплениях.

В описываемой гидромеханической передаче эти недостатки устранены. Сущность изобретения заключается в том, что, с целью осуществления прямой передачи помимо гидротрансформатора и упрощения конструкции устройства, фрикционное сцепление для включения прямой передачи выполнено отдельно от сцепления механической передачи, его ведущий элемент непосредственно соединен с коленчатым валом двигателя, ведомый элемент непосредственно соединен с выходным валом коробки передач, а фрикционное сцепление для включения понижающей передачи и заднего хода непосредственно связано с турбинным колесом также управляется только давлением жидкости.

Кроме того, с целью снижения потерь на прямой передаче, в коробке передач применена муфта свободного хода для соединения ведущей шестерни почижающей передачи непосредственно с промежуточным валом.

Такое выполнение конструкции улучшает условия работы гидромеханической передачи и ее экономическую и динамическую характеристику.

На чертеже изображена принципиальная схема описываемой гидромеханической передачи, которая предсталяет собой сочетание гидротрансформатора с несколько упрощенной механической коробкой передач обычного типа.

В картере 1 размещены колесо турбины 2, насосное колесо 8, колеса реакторов 4 и 5 гидротрансформатора и два фрикциона 6 и 7. Фрикцион б связывает колесо турбины 2 с полым турбинным валом 8, а фрикцион

7 связывает коленчатый вал двигателя (на чертеже не показан) с выходным валом 9 коробки передач, т. е. блокирует гидротран,"форматор. На неподвижно закрепленном полом валу 10 реактора насажены колеса реактора 4 и 5 с роликовыми муфтами свободного хода 11. Внутри вала 10 проходит турбинный вал, имеющий на одном конце ступицу 12, связанную с ведомым элементом фрикциона б, а на другом конце — шестерню 18, которая находится в зацеплении с шестерней 14, насаженной на промежуточном валу 15 коробки передач Внутри турбинного вала 8 проходит выходной вал 9, имеющий на одном конце ступицу 16, связанную с ведомым элементом фрикциона 7, а на друго л конце — шестерни

17 и 18, подвижную муфту 19 включения заднего хода и фланец 20 для крепления фланца карданного вала («a чертеже не показан).

Все шестерни коробки передач косозубые, постоянного зацепления.

По шлицам выходного вала 9 перемещается подвижная муфта 19, крайние голожения:которой соответствуют двИжению «вперед» и «задний ход». На чертеже муфта 19 изображена в положении «вперед». На промежуточном валу 15 коробки передач насажена шестерня 21 понижающей передачи. Она соединена с промежуточным валом 15 не постоянно, а через муфту свободного хода 22 только в направлении передачи крутящего момента от гидротрансформатора к выходному валу 9. Благодаря муфте свободного хода 22 на прямой передаче гидротрансформатор выключает,"я и имеет место прямое соединение выходного вала 9 коробки передач с валом двигателя. Этим достигается передача мощности с минимальными потерями и соответственно более высокий коэффициент полезного действия коробки передач на прямой передаче. Кроме того, муфта свободного хода 22 позволяет автомобилю двигаться накатом без переключения на «нейтраль», а переключение с понижающей передачи на прямую происходит без разрыва передачи мощности от двигателя на ведущие колеса автомобиля. На отдельной оси 28 посажена паразитная шестерня 24 заднего хода, входящая в зацепление с шестерней 18, сидящей на выходном валу 9, и с шестерней 25, сидящей на промежуточном валу 15. В схему включены передний шестеренчатый насос 2б (с внутренним зацеплением), приводимый от двигателя через насосное колесо 8, и задний шестеренчатый насос 27, приводимый от выходного вала 9. Работа обоих насосов регулируется редукционным клапаном.

Кроме автоматического переключения передач, предусмотрено принудительное переключение передач, осуществляемое по желанию водителем посредством рычажка или кнопочного переключателя (на чертеже не показано) .

Работа коробки перемены передач происходит следующим образом.

Фрикционы б и 7 замыкаются давлением рабочей жидкости в гидротрансформаторе (Р = 4 — 6 атм), Размыкание фрикционов б и 7 происходит под давлением рабочей жидкости, идущей от автомата по каналам, уплотненным пружинными кольцами (на чертеже не показаны), во внутреннюю полость фрикционов б и 7 под давлением, несколько превышающем давление подпитки (на 0,5 — 1,0 атм).

„Qio ) ) 89ЯС}

Для подвода (или отвода) жидкости к трансформатору и к фрикционам б и 7 неподвижный вал 10 реактора, турбинный вал 8 и выходной вал 9 имеют боковые и внутренние сверления.

7 азомк

При установке водителем положения «нейтраль» оба фрикциона б ( разомкнуты и в них рабочая жидкость находится под давлением, превышающим давление в гидротрансформаторе.

В положении «нейтраль» производится заводка и прогрев двигателя.

На всех передачах кроме «заднего хода» подвижная муфта 19 находится в положении «вперед». Перед включением зажигания двигателя рычаг управления ставится в положение «нейтраль».

При трогании автомобиля с места передача включается водителем установкой рычага управления в положение «автомат» или «движение».

При этом канал, питающий фрикцион б понижающей передачи, соединяется со сливом и поршень под действием давления жидкости в трансформаторе замыкает фрикцион б. Выключение пони кающей передачи осуществляется наполнением фрикциона б рабочей жидкостью под давлением, превышающим давление подпитки трансформатора. В процессе работы гидротрансформатор переходит на режим гидромуфты.

В положении «прямая» механизм управления соединяет канал пи1

У тающей <ррикцион 7 со сливом и поршень этого фрикциона под действием давления жидкости в трап,"форматоре замыкает фрикцион 7.

При переключении с понижающей на прямую передачу механизм управления подает жидкость под давлением в фрикцион б понижающей передачи, а канал, питающий фрикцион 7 прямой передачи, соединяет со сливом.

«Задний ход» осуществляется обычным переключением подвижной муфты 19, но при этом включается фрикцион б понижающей передачи.

Торможение двигателем и заводка его буксировкой автомобиля — на прямой передаче. Чтобы начать движение автомобиля, переводят рычажок управления из положения «нейтраль» в положение «движение» или в положение «автоматическое переключение». При этом подвижная м та 19 остается в положении для движения «вперед», затем водитель дает

У Р газ и автомобиль начинает движение, набирая скорость. Дальнейшее управление коробкой осуществляет автомат, который в нужный момент, определяемый скоростью движения автомобиля и положением дросселя двигателя, производит переключение с понижающей передачи на прямую. Для остановки автомобиля водитель бросает газ и тормозит с нужной интенсивностью. При этом для трогания автомобиля водителю достаточно нажать на педаль газа.

Переключение передачи при ручном или автоматическом управлении происходит совершенно одинаково, как описано выше. ак автоматическое, как и ручное переключение передач производит."я без сброса газа, т. е. без перерыва подвод мощности к колесам.

Предмет изобретения

1. Гидромеханическая передача, преимущественно для автомобилей, с гидротрансформатором и помещенными в одном катере с ним фрикционными сцеплениями — одним для включения механической понижающей передачи и заднего хода и другим для включения прямой передачи — с применением концентрических валов для соединения с коробкой передач, отличающаяся тем, что, с целью осуществления прямой передачи, помимо гидротрансформатора и упрощения конструкции уатроиства, фрикционное сцепление для включения прямой передачи выпол№ 118289

Комитет по делам изсбретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор H. С. Кутафина

Информационно-и;..дз ельский отдел.

Объем 0,34 п. л. Зак. 949

Полл. к неч 23.11-59

Тираж 800 Цена 50 кон..

Типографии Комитета ио делам иаобрегений и открытий при Совете Министров i:< С>

Москва, Петровка, !4. нено отдельно от сцепления механической передачи, его ведущий элемент непосредственно соединен с коленчатым валом двигателя, ведомый — с выходным валом коробки передач, а фрикционное сцепление для включения понижающей передачи и заднего хода непосредственно связано с турбинным колесом и также управляется только давлением жидкости.

2. В гидромеханической передаче по п. 1 применение в коробке передач муфты свободного хода для соединения ведущей шестерни понижающей передачи непосредственно с промежуточным валом.

Приоритет и. 2 — 9 июня 1958 г.