Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости с радиатором, верхний бачок которого соединен с рубашкой двигателя при помощи верхнего трубопровода, а нижний подключен к всасывающему трубопроводу циркуляционного насоса, связанного с рубашкой двигателя при помощи напорного трубопровода, и установленные последовательно в воздуховпускной магистрали наддувочного воздуха воздухо-воздушный охладитель и. жидкостно-воздушный охладитель , снабженный раздающим и сборным коллекторами, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения наддувочного воздуха, она снабжена дополнительным жидкостным воздухоохладителем с раздающим и сборным коллекторами и двумя терморегулируемыми золотниками , радиатор выполнен с основной и обособленной секциями с общим верхним и раздельными нижними бачками секций, причем дополнительный жидкостной воздухоохладитель установлен в воздуховпускной магистрали между воздухо-воздущным и жидкостно-воздушным охладителями, сборные коллекторы последнего и дополнительного охладителя выполнены заодно и сообщены с всасывающим трубопроводом насоса, раздающий коллектор жидкостно-воздушного охладителя подключен через первый терморегулируемый золотник к напорному труI бопроводу насоса, а раздающий коллектор дополнительного охладителя подключен сл через второй терморегулируемый золотник к нижнему бачку секции радиатора. 2.Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена датчиком температуры, причем последний установлен в верхнем трубопроводе , а терморегулируемые золотники выполнены в виде трехходовых кранов и свя00 заны с датчиком через привод. 3.Система по п. 1, отличающаяся тем, со что воздухо-воздушный охладитель выполОд нен трубчатым, в виде дополнительной ции радиатора, причем внутри трубок вдоль их оси установлены дополнительные ребра охлаждения.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3688729/25-06 (22) 06.01.84 (46) 07.10.85. Бюл. № 37 (72) Ю. С. Кустарев, В. Н. Куликов, В. Г. Белькевич, И. И. Козловский, В. А. Мещеряков, Ю. И. Фрейман, В. Е. Тимофеев, Е. Б. Бузинов, А. И. Русаков и А. P. Вазенмиллер (71) Московский автомеханический институт и Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (53) 621.43-713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1054557, кл. F 01 P 3/20, 1982.
Автомобильная промышленность США, 1980, № 5, с. 2. (54) (57) 1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости с радиатором, верхний бачок которого соединен с рубашкой двигателя при помощи верхнего трубопровода, а нижний подключен к всасывающему трубопроводу циркуляционного насоса, связанного с рубашкой двигателя при помощи напорного трубопровода, и установленные последовательно в воздуховпускной магистрали наддувочного воздуха воздухо-воздушный охладитель и. жидкостно-воздушный охладитель, снабженный раздающим и сборным коллекторами, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаж„„SU„„1183697 A (51)4 F01 Р320 F02B29 04 дения наддувочного воздуха, она снабжена допол нительным жидкостным воздухоохладителем с раздающим и сборным коллекторами и двумя терморегулируемыми золотниками, радиатор выполнен с основной и обособленной секциями с общим верхним и раздельными нижними бачками секций, причем дополнительный жидкостной воздухоохладитель установлен в воздуховпускной магистрали между воздухо-воздушным и жидкостно-воздушным охладителями, сборные коллекторы последнего и дополнительного охладителя выполнены заодно и сообщены с всасывающим трубопроводом насоса, раздающий коллектор жидкостно-воздушного охладителя подключен через первый терморегулируемый золотник к напорному трубопроводу насоса, а раздающий коллектор ® дополнительного охладителя подключен через второй терморегулируемый золотник к Ц Ф нижнему бачку секции радиатора.
2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена датчиком температуры, причем последний установлен в верхнем трубопроводе, а терморегулируемые золотники выполнены в виде трехходовых кранов и свя- ми@ заны с датчиком через привод. 00
3. Система по п. 1, отличающаяся тем,,е,„ что воздухо-воздушный охладитель выполнен трубчатым, в виде дополнительной сек- Ж ции радиатора, причем внутри трубок вдоль Щ их оси установлены дополнительные ребра а 1 охлаждения.
1183697
4О
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано для его охлаждения и охлаждения впускаемого воздуха.
Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения наддувочного воздуха.
На фиг. 1 показана система охлаждения, общий вид; на фиг. 2 — трубки дополнительной секции радиатора с установленными в них дополнительными ребрами охлаждения.
Система охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости с радиатором 2, состоящим из основной 3 и обособленной 4 секций с общим верхним 5 и раздельными нижними 6 и 7 бачками секций 3 и 4, а также установленные последовательно в воздуховпускной магистрали 8 наддувочного воздуха воздухо-воздушный охладитель 9 и жидкостно-воздушный охл адитель 10, снабженный раздающим 11 и сборным 12 коллекторами.
Система снабжена дополнительным жидкостным воздухоохладителем 13 с раздающим 14 и сборным коллекторами, двумя терморегулируемыми золотниками 15 и 16 в виде трехходовых кранов, датчиком 17 температуры, установленным в верхнем трубопроводе 18 и связанным с золотниками
15 и 16 через привод. Верхний бачок 5 радиатора 2 соединен с рубашкой двигателя 1 верхним трубопроводом 18, а нижний бачок 6 основной 3 секции подключен к всасывающему трубопроводу 19 циркуляционного насоса 20, связанного с рубашкой двигателя 1 при помощи напорного трубопровода 21. Дополнительный жидкостной воздухоохладитель 13 установлен в воздуховпускной магистрали 8 между воздуховоздушным 9 и жидкостно-воздушным 10 охладителями, сборные коллекторы последнего и дополнительного охладителей выполнены заодно и сообщены с всасывающим трубопроводом 19 насоса 20, раздающий коллектор 11 жидкостно-воздушного охладителя
10 подключен через первый терморегулируемый золотник 15 к напорному трубопроводу 21 насоса 20, а раздающий коллектор
14 дополнительного воздухоохладителя 13 подключен через второй терморегулируемый золотник 16 к нижнему бачку 7 обособленной секции 4 радиатора 2. Воздуховоздушный охладитель 9 выполнен трубчатым, в виде дополнительной. секции радиатора 2, причем внутри трубок 22 вдоль их оси установлены дополнительные ребра 23 охлаждения. Нижний бачок 7 обособленной секции 4 радиатора 2 соединен с золотни5
10 !
30 ком 16 посредством трубопровода 24.
Золотники сообщены между собой через трубопровод 25, соединенный через трубопровод
26 с циркуляционным насосом 20. Турбокомпрессор 27 сообщен с впускным трубопроводом 28 двигателя 1 посредством воздуховпускной магистрали 8.
Система работает следующим образом.
При работе двигателя 1 нагретая в его рубашке жидкость посредством циркуляционного насоса 20 подается в верхний бачок 5 радиатора 2. Охлажденная жидкость из нижнего бачка 6 основной секции 3 радиатора 2 подается через всасывающий трубопровод 19 в циркуляционный насос 20.
Часть охлажденной в радиаторе 2 жидкости подается насосом 20 по напорному трубопроводу 21 в жидкостно-воздушный охладитель 10. Охлажденная жидкость из нижнего бачка 7 обособленной секции 4 радиатора 2 по трубопроводу 24 подается в дополнительный жидкостный воздухоохладитель 13. На номинальных режимах работы двигателя золотники 15 и 16 открывают проход жидкости из нижнего бачка 7 и насоса 20 в жидкостно-воздушный 10 и дополнительный жидкостной 13 воздухоохладители, что обеспечивает глубокое охлаждение наддувочного воздуха.
При переходе двигателя 1 на режимы холостого хода и частичных нагрузок, близких к режиму холостого хода, глубокое охлаждение наддувочного воздуха становится нецелесообразным. При этом понижается температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, с датчика 17 температуры поступает сигнал на регулируемые золотники 15 и 16, которые направляют îхлаждающую жидкость по трубопроводам 25 и 26 в циркуляционный насос 20, минуя жидкостно-воздушный 10 и дополнительный жидкостной 13 воздухоохладители.
При переходе двигателя 1 на режимы работы, близкие к номинальному, повышается температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя, с датчика 17 температуры поступает сигнал на регулируемые золотники 15 и 16, и охлаждающая жидкость снова подается в жидкостно-воздушный 10 и дополнительный жидкостной 13 воздухоохладители.
Сжатый в турбокомпрессоре 27 наддувочный воздух подается по воздуховпускной магистрали 8 сначала в жидкостно-воздушный 10 и дополнительный жидкостной 13 воздухоохладители, а затем в воздуха-воздушный охладитель 9. Охлажденный наддувочный воздух поступает к впускному трубопроводу 28 двигателя 1.
1183697
Редактор Н. Бобкова
3 а к а 3 6247/35
Составитель С. Захаров
Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Тираж 496 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4