Упругая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УПРУГАЯ МУФТА, содержащая обойму в виде соединенных между собой стаканов, охватывающую концы соединяемых валов, и соединительные диски, размещенные между валами и обошюй с возможностью осевого перемещения и подпружиненные к расположенному между стаканами упорному элементу, отличающаяся тем, что, с целью повьппения упругокомпенсирующих свойств, она снабжена фланцевыми втулками, закрепленньми на валах по обе стороны от обоймы, пружины размещены между фланцами втулок и дисками, которые о-оединены с соответствующими втулками посредством резьб противоположного направления, а на обращенных друг к ДРУГ5 торцах фланцев и обоймы закреплены фрикционные накладки. С 00 00 -vi 4 4;i.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИК
РЕСПУБЛИН (S l) 4 F 16 D 3/52
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3719510/25-27 (22) 03.04.84 (46) 07.10.85. Бюл. Р 37 (72) А.N. Сарицын, И.И. Жидкова и В.И. Коваль (71) Научно-производственное объединение "Атомкотломаш" (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 643680, кл. F 16 D 3/52, 1975. (54)(57) УПРУГАЯ МУФХА, содержащая обойму в виде соединенных между собой стаканов, охватывающую концы соединяемых валов, и соединительные д иски размещенные между валами и
„„SU „„1183744 А обоймой с возможностью осевого перемещения и подпружиненные к расположенному между стаканами упорному элементу, отличающаяся тем что с целью повыщения упру9 У гокомпенсирующих свойств, она снабжена фланцевыми втулками, закрепленными на валах по обе стороны от обоймы, пружины размещены между фланцами втулок и дисками, которые соединены с соответствующими втулками посредством резьб противоположного направления, а на обращенных друг к другу торцах фланцев и обоимы закреплены фрикционные накладки. 1183744
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов при необходимости обеспечения плавного нарастания крутящего момен- 5 та от ведущего вала к ведомому.
Цель изобретения — повышение упругокомпенсирующих свойств, На фиг. 1 показана муфта, общий вид; на фиг. 2 — то же, в рабочем положении при передаче момента; на фиг. 3 — то же, при передаче реверсивного момента.
Муфта содержит жестко закрепленные йа концах ведущего 1 и ведомого
2 валов фланцевые втулки 3 и 4, на которых выполнены внЕшние несамотормозящиеся резьбы, сопряженные с центральными резьбовыми отверстиями 2б подвижных соединительных дисков 5 и 6. Причем несамотормозящая резьба на втулках 3 и 4 имеет различное направление. На ведущей втулке 3 и диске 5 резьба левая, а на ведомой д втулке 4 и диске 6 — правая. Диски
5 и 6 зубьями вставлены в стаканы
7 и 8 (в виде которых выполнена обойма) и между которыми установлен упорный (ограничительный) элемент 9, Упорный элемент 9 представляет собой шарнирный сферический подшипник, выполненный в виде наружного разрезного 10 и внутреннего плавающего 11 колец, сопряженных сферичес35 кими поверхностями. Стаканы 7 и.8 ,жестко соединены между собой болтами 12. На втулках 3 и 4 выполнены фланцы 13 и 14, на которых закреплены фрикционные накладки 15. На торцах обоймы закреплены фрикционные накладки 16, на торцах дисков 5 и 6 и в дне стаканов 7 и 8 — резиновые накладки-амортизаторы 17 и 18. На втулках 3 и 4 между фланцами 13 и 14 дис-4 ками 5 и 6 установлены центральные пружины 19 и 20 сжатия ° Бинтовые пары втулок 3 и 4 — диски 5 и 6, подпружиненные 19 и 20, представляют демпфирующие механизмы.
Муфта работает следующим образом.
При включении привода ведущий вал
1 начинает вращаться в правую сторону (по часовой стрелке) (фиг. 2). Преодолевая момент сопротивления вращения ведомого вала 2, диск 5 свинчивается с втулки 3, перемещая упорный элемент 9 и скрепленные с ней болтами
12 стаканы 7 и 8 влево до тех пор, пока фрикционная накладка 16 стакана 8 не упрется в фрикционную накладку 15, закрепленную на фланце 14, втулки 4. Одновременно диск 6 навинчивается на втулку 4, сжимая пружину 20. Это обусловлено тем, что резьба на втулке 3 и диске 5 имеет левое направление, а на втулке 4 и диске
6 — правое. После того, как фрикционные накладки 15 и 16 сходятся, крутящий момент ведущего вала 1 начинает передаваться ведомому валу 2.
Если в процессе работы момент сопротивления вращения ведомого вала 2 резко увеличивается, то происходит проскальзывание фрикционных наклодок
15 и 16 и дальнейшее навинчивание диска 6 на втулку 4, сжатие пружины
20. При перегрузках начинают взаимодействовать амортизаторы 17 и 18, закрепленные на диске 6 и стакане 8, которые, упруго деформируясь, еще сильнее прижимают друг к другу фрикционные накладки 15 и 16. Все это время происходит компенсация смещения валов за счет перекоса диска 5 относительно стакана 7 и наклона внутреннего кольца 11 сферического подшипника. При включении привода диски 5 и 6 под действием амортизаторов 17 и 18 и пружины 20 возвращаются в исходное положение (фиг. 1).
При включении привода на реверс работа муфты аналогичная.
Применение муфты предлагаемой конструкции для передачи крутящих моментов в поточной линии очистки труб позволит повысить долговечность и плавность срабатывания, компенсирующие способности (при смещении валов), а также энергоемкость.
1183744
1183744
Составитель В. Юдаева
Редактор А. Козориз Техред М.Нароцай Корректор И. Зрдейи
Заказ 6252/37 Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППЛ "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4