Устройство для отметки пути торможения автомобиля при испытаниях

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТМЕТКИ ПУТИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ , содержащее колесо с пневматической шиной с установленньгм на нем датчиком частоты вращения, механизм для автоматического нажатия на педаль тормоза, отличающее с я тем, что, с. целью повьшения точности измерений, оно снабжено приводным от соленоида щтоком с закрепленным на его конце красящим веществом для фиксации величины тормозного пути, а механизм для автоматического нажатия на педаль тормоза снабжен электронным приспособлением для выдачи сигнала момента начала S5 торможения. 00 4 М Кд 4аь

„„Я0„„1184724

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (5 )4 В 60 Т 17/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР .

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3720301/27-11 (22) 03.04.84 (46) 15.10.85. Бюл. Р 38 (721 В.Г. Фролов (71) Балаковский филиал Саратовского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института (53) 629.113-59.001.4 (088.8) (56) Клинковштейн Г.И. Исследование тормозных качеств автомобилей в эксплуатации. М.: Автотрансиздат, 1961, с. 31-32. (54)(57) I. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТМЕТКИ

ПУТИ ТОРМОЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ, содержащее колесо с пневматической шиной с установленным на нем датчиком частоты вращения, механизм для автоматического нажатия на педаль тормоза, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения точности измерений, оно снабжено приводным от соленоида штоком с закрепленным на его конце красящим веществом для фиксации величины тормозного пути, а механизм для автоматического нажатия на педаль тормоза снабжен электронным приспособлением для выдачи сигнала момента начала торможения.

1184 724

2. Устройство по п. I, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что электронное приспособление для автоматической выдачи сигнала момента начала торможения выполнено из фотодиода с установленным против него источником направленного света, катод фотодиода соединен с отрицательным полюсом источника питания, а анод с базой первого транзистора, на которую через ограничивающий резистор подано положительное смещение и для более надежного запирания которого использовано автоматическое смещеИзобретение относится к устройствам для испытания автомобилей с цепью оценки эффективности действия тормозов и может быть использовано при дорожных испытаниях автомобилей па автозаводах, автотранспортных предприятиях, станциях диагностики технического обслуживания.

Цепью изобретения является повышение точности измерений. 1О

На фиг. 1 изображен автомобиль с предлагаемым устройством для отметки пути торможения при испытаниях; на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема электронного устройства !5 для автоматической выдачи сигнала в момент достижения автомобилем скорости начала торможения.

Устройство включает в себя прибор

1 типа "пятое колесо" с установлен- 20 ным на его вилке электрическим датчиком 2 частоты вращения и закрепляемым перед испытаниями на подножке ис. пытуемого автомобиля вместе с исполнительным соленоидом 3, содержащим 25 сердечник 4, шток 5 с закрепленным на его конце красящим веществом 6 и пружину 7, устройство 8.для автоматического нажатия на педаль тормоза, баллон 9 со сжатым воздухом для питания

tl II плет моноги с установленным на нем понижающим редуктором 0 и спидометр

11 для контроля частоты вращения пятого колеса" и скорости движения автомобиля со смонтированным в его

35 корпусе электронным устройством 12 ние в его эмиттере, а коллектор через ограничивающий резистор связан с отрицательным полюсом источника питания, выход этого транзистора через ограничивающий резистор связан с базой второго транзистора, коллекторной нагрузкой которого является обмотка электромагнитного реле, параллельно которой подключен электролитический конденсатор,аконтакты реле включены в цепь управления работой электропневматического клапана меха- . низма для автоматического нажатия напедаль тормозаи соленоидом (фиг. 2) для автоматической выдачи сигнала в момент достижения автомобилем заданной скорости начала торможения.

Прибор 1 типа "пятое колесо" пред- ставляет собой пневматическую шину малого диаметра, в ступице которой запрессованы два шарикоподшипника, установленную на оси с возможностью свободного вращения. Ось, в свою очередь, крепится на вилке, противоположный конец которой перед проведением испытаний закрепляется на подножке испытуемого автомобиля.

В качестве датчика 2 частоты вращения может использоваться, например, датчик М3-300 от спидометра автобуса ЛиА3-677, он выдает электрический сигнал, пропорциональный частоте вращения пятого колеса .

Исполнительный соленоид 3 представляет собой электромагнит постоянного тока, питающийся от бортовой сети автомобиля и предназначенный для привода в действие сердечника 4.

Сердечник 4 изготовлен в виде стального цилиндра, который при включении питания втягивается внутрь соленоида 3 и к противоположному концу которого крепится шток 5.

Е!ток 5 представляет собой шарнирно закрепленную на основании соленоида планку, на нижнем конце ко— торой закреплено красящее вещество 6.

Красящее вещество 6 предназначено для нанесения на дорожном полот1 184724 не отметки тормозного пути и представляет собой закрепленный в зажиме кусок твердой резины.

Пружина 7 предназначена для удержания штока 5 в транспортном поло-. жении на некотором расстоянии от дорожного полотна при движении автомобиля.

Устройство для автоматического нажатия на педаль тормоза 8 служит 10 для выдерживания необходимого усилия и темпа привода в действие педали тормоза испытуемого автомобиля. Оно состоит из пневмоцилиндра со штоком, управляемым электропневматическим 15 краном, упорного рычага и шарнирно прикрепленных к нему захватов. Устройство устанавливается в кабине автомобиля таким образом, что упор штока пнепмоцилиндра касается педали 20 тормоза, один конец упорного рычага фиксируют с пневмоцилиндром на полу кабины, а другой с помощью захвата— на рулевой колонке.

Баллон 9 со сжатым воздухом 25 (P 14,72 ИПа) предназначен для создания необходимого запаса воздуха для питания "пневмоноги" в дорожных условиях.

Понижающий редуктор 10 служит для снижения давления воздуха с 14,72 до 0,4 Г1Па, необходимого для нормальной работы "пневмоноги".

Спидометр ll предназначен для визуального контроля скорости движения

15 испытуемого автомобиля и, кроме того, в его корпусе расположено электронное устройство 12 (фиг. 2) для автоматической выдачи сигнала в момент достижения автомобилем заданной ско- 40 рости начала торможения.

Электронное устройство 12 (фиг.2) питается от бортовой сети автомобиля напряжением U=12 В и включает в себя фотодиод 13, установленный в корпусе спидометра (марки СП 119 128

ГОСТ 12936-67) под его шкалой, напротив которого устанавливается осветительная лампочка 14 (тина KM-1) транзисторы 15, 16, резисторы 17 — 20, 50 электролитический конденсатор ? 1 и реле 22.

Устройство работает следующим образом.

После подачи напряжения на схему, пока стрелка спидометра не перекрыла световой поток от осветительной лампочки 14, фотодиод 13 освещен, сопротивление его очень мало, поэтому на базу транзистора

15 поступает отрицательный потенциал, который открывает этот транзистор. В результате этого через змиттер-коллекторный переход протекает ток, напряжение на коллекторной нагрузке 18 резко падает с 12 В почти до нуля. Это падение напряжения через ограничивающий резистор !

9 поступает на базу транзистора

16 и запирает его. Коллекторной нагрузкой этого транзистора служит обмотка электромагнитного реле 22 марки РЭС-9. Реле имеет две пары нормально разомкнутых 23 и две пары нормально замкнутых 24 контактов.

Так как ток через эмиттер-коллекторный переход транзистора 16 не протекает, то реле не срабатывает.

Как только скорость автомобиля достигает заданной (50 км/ч), стрелка спидометра перекрывает световой поток, идущий от лампочки к фотодиоду, сопротивление его резко возрастает, в результате чего база транзистора

15 через резистор 17 получает положительное смещение, которое запирает транзистор. Для более надежного эапирания транзистора использовано автоматическое смещение в эмиттере через резистор 20. При запирании транзистора 15 напряжение на его коллекторе резко возрастает от 0 до 12 В.

Это отрицательное напряжение через ограничивающий резистор 19 поступает на базу запертого транзистора 16 и отпирает его. Как только этот транзистор отпирается, через его эмиттерколлекторный переход и обмотку реле

22 начинает проходить электрический ток. Реле срабатывает. В результате этого его контакты 24 замыкаются и происходит самоблокировка реле, т,е. через эти замкнутые контакты обмотка реле постоянно находится под напряжением даже тогда, когда стрелка спидометра открывает световой поток от лампочки к фотодиоду, одновременно эти же контакты подают питание на обмотку соленоида 3. Другая пара нормально-разомкнутых контактов 23 в момент срабатывания реле включает электропневмоклапан, управляющий работой "пневмоноги", в результате чего происходит автоматическое нажатие на педаль тормоза.

1184724

Составитель С. Мороз

Редактор А. Долинич Техред Т.Фанта Корректор В. Гирняк

Заказ 6315/14 Тираж 649 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Происходит торможение автомобиля.

Как только по обмотке соленоида 3

3 (фиг. 1) начинает протекать ток, его сердечник 4 втягивается и,преодолевая сопротивление пружины 7, перемещает шток 5 до соприкосновения его нижнего конца с поверхностью дорожного полотна. Закрепленное на конце штока 5 красящее вещество 6 фиксирует на дорожном полотне тормозной путь и траекторию движения автомобиля при торможении.

После полной остановки автомобиля для возвращения схемы 12 (фиг. 2) в исходное состояние необходимо выключить питание выключателем S. При включении источника питания схема опять приводится в рабочее состояние.

Электролитический конденсатор 21 в схеме (на фиг. 2) предназначен для исключения ложного срабатывания реле

22 в первый момент после включения питания, когда нить осветительной лампочки еще не накалилась вследствие

10 своей инерционности и фотодиод 13 некоторое время оказывается затененным, что может привести к ложному срабатыванию реле. Поэтому при включении параллельно обмотке реле

15 электролитического конденсатора 21 в первый момент происходит зарядка его обкладок и ток по обмотке реле почти не протекает, что исключает

его срабатывание.