Водоотводная канава
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА, содержащая траншею с установленным в ней на опоре с зазором водонепроницаемым экраном, о. тличающая ся тем, что, с целью повышения долговечности в вечномерзлых грунтах, она снабжена водонепроницаемым материалом , уложенным на стенках траншеи, гидрофильным материалом, расположенным на внутренней поверхности экрана, причем верхняя кромка гидрофильного материала расположена в указанном зазоре, нижняя кромка на дне экрана, а между боковыми стенками экрана и траншеей установлены упоры.
COIO3 СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) SU(11) (5 )4 E 01 F 5/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3571179/29-11 (22) 04.04.83 (46) 15.10.85. Вюл. Р 38 (72) П.Г.Ташлыков, Г.E.Èàêàøåâ и С.М, Жданова (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (53) 625.123(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 906449, кл. А 01 G 25/00,15.07.80. (54)(57) ВОДООТВОДНАЯ КАНАВА, содержащая траншею с установленным в ней на опоре с зазором водонепроницаемым экраном, о. т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговеч ности в вечномерзлых грунтах, она снабжена водонепроницаемым материалом, уложенным на стенках траншеи, гидрофильным материалом, расположенным на внутренней поверхности экрана, причем верхняя кромка гидрофильного материала расположена в указанном зазоре, нижняя кромка на дне экрана, а между боковыми стенками экрана и траншеей установлены упоры.
1184882
Составитель А. Бейвель
Редактор M. Келемеш Техред Л.Микеш
Корректор О. Луговая
Заказ 6331/22 Тираж 499
ВНИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Подписное
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к транспортному строительству и предназначено для перехвата и отвода надмерзлотных и поверхностных вод от инженерных сооружений (автомобильных и же- 5 лезных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов) в районах вечной мерзлоты.
Цель изобретения — повышение долговечности канавы в вечномерзлых грунтах.
На чертеже изображена водоотводная канава, поперечный разрез.
Водоотводная канава в вечномерз- . лом грунте 1 содержит траншею 2 с I5 установленным в ней на опорах 3 с зазором 4 водонепроницаемый экран 5, выполненный в форме траншеи 2, Стенки и дно траншеи 2 укреплены во,донепроницаемым материалом 6. Внут- 20 ренняя поверхность экрана 5 содержит гидрофильный материал 7, верхняя кромка 8 которого заведена в зазор
4, а нижняя кромка располагается на
Дне экрана 5. Между боковыми стенка- 25 ми экрана 5 и траншеей 2 установлены упоры 9.
Устройство работает следующим образом, В теплый период времени первого Зр года эксплуатации холодные надмерзлотные воды, образующиеся за счет оттаивания деятельного слоя вечномерзлых грунтов, поступают с нагорной стороны к канаве, стекают в зазор 4 между 35 ,экраном 5, дном и стенками траншеи 2.
Заполнив зазор, часть надмерзлот.ных вод смачивает верхнюю кромку
8 гидрофильного материала 7 и за счет сил капиллярного подъема и гра. витационных сил увлажняет боковые стенки экрана 5. За счет тепла солнечной радиации и конвективного теплообмена с воздухом происходит активное испарение воды с поверх - ности гидрофильного материала, следствием чего является охлаждение поверхности экрана и надмерзлотных вод в зазоре 4.
Холодные надмерзлотные воды в зазоре 4 обеспечивают незначительное протаивание стенок траншеи, армированных материалом и ограничивают развитие деформаций оттаявших грунтов.
Во время ливневых осадков поверхностные воды, минуя зазор 4, выполненный холодными надмерзлотными водами, сливаются в русло, образованное экраном, В зимнее время вода в зазоре 4 превращается в лед. В теплый период . времени последующих лет эксплуатации надмерзлотные воды, переливаясь через край экрана 5, смачивают материал 7 и отводятся по руслу экрана.
Испарение воды с поверхности материала 7 исключает протаивание льда в зазоре 4 и сохраняет стенки траншеи 2 в мерзлом состоянии.
Увеличение долговечности водоотводной канавы позволяет существенно сократить эксплуатационные расхолы, исключить ограничение скоростей движения поездов на деформированных участках земляного полотна.