Подшипниковый узел электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий смонтированный на валу подшипник качения, щит и наружную крышку с камерой для пластичной смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном снижении расхода смазочных материалов, в камере размещена кольцевая перегородка, установленная с возможностью перемещения в аксиальном направлении при помощи отжимных и натяжных элементов, например болтов, расположенных в отверстиях крышки и кольцевой перегородки. 9

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 Н 02 К 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

c- t

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЦТИЙ (21) 3538656/24-07 (22) 10.01.83 (46) 15.10.85. Бюл. У 38 (72) В.А. Макагон (71) Центральное проектно-конструк торское и технологическое бюро крупных электрических машин (53) 621.3!3.04(088.8) (56) Красовский Б.Н. Основы проектирования транспортных машин. Л.:

Энергия, 1970, с. 209, рис. 9-7.

Там же, с. 210, рис, 9-9.

„„Я0„„1185500 д (54)(57) ПОДИИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий смонтированный на валу подшипник качения, щит и наружную крышку с камерой для пластичной смазки, о т л и — . ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности при одновременном снижении расхода смазочных материалов, в камере размещена кольцевая перегородка, установленная с возможностью перемещения в аксиальном направлении при помощи отжимных и натяжных элементов, например болтов, расположенных в отверстиях крышки и кольцевой перегородки.

1185500

25

35

50

Изобретение относится к злектромашиностроению.

Цель изобретения — повышение надежности подшипникового узла электрической машины при одновременном снижении расхода смазочных материалов.

На фиг. 1 схематически изображен подшипниковый узел электричес,кой машины в процессе заполнения

его камер пластичной смазкой, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, в процессе эксплуатации электрической машины.

Подшипниковый узел электрической . машины содержит смонтированный на валу 1 подшипник качения 2, щит

3 и наружную крышку 4 с камерой 5 для пластичной смазки. В камере 5 размещена кольцевая перегородка 6, которая центрируется по внутренней поверхности наружной крышки 4. В на ружной крышке 4 выполнено, по меньшей мере, два диаметрально расположенных резьбовых отверстия 7 для размещения в них отжимных элеггеггтов 8 и два диаметрально расположенных отверстия 9 для прохода натяжных элементов 10, расположенных в отверстиях 11 кольцевой перегородки 6. Роль натяжных и отжимных элементов выполняют, например, болты, причем натяжные элементы 10 должны быть закреплены в отверстиях

11 кольцевой перегородки 6 так, чтобы предотвратить их полное вывинчивание, например, при помощи запорных колец, установленных на концах натяжных элементов 10.

Перед заполнением пластичной смазки в подшипниковый узел электрической машины с помощью шприц-мас.ленки (фиг. 1) кольцевая перегородка 6, перемещаясь в аксиальпом направлении влево или вправо под 4 действием отжиг.пгых и натяжных элементов 8 и 10, разделяет свободный объем подшипниковой камеры подшипникового узла в таком отнбшении, который необходим для оптимального заполнения узла пластичной смазкой в зависимости от частоты вращения ротора электрической машины. Величина аксиального перемещения кольцевой перегородки 6 определяется, как правило, расчетным путем. Затем пластичная смазка нагнетается чере. шприц-масленку по каналам, выполненным в. крышках и щите до тех пор, пока не появится пластичная смазка из отверстия, выполненного в нижней части наружной крышки 4, частично перекрытого кольцевой перегородкой 6.

Полное заполнение подшипникового узла электрической машины пластич- . ной смазкой до кольцевой перегородки 6 препятствует проникновению в него пыли и влаги в период транспортирования и длительного хранения электрической машины.

Кольцевая перегородка 6 ури упоре в торец вала 1 или стопорную гайку, как это показано на фиг. 1, может быть использована в качестве устройства для предотвращения подшипников качения от возможных повреждений в период транспортирования электрической машины, а в случае длительного нахождения ее в резерве на месте эксплуатации обеспечивает защиту подшипников от восприятия вибраций от соседних работающих механизмов.

Перед запуском электрической машины в работу на месте эксплуатации подшипниковые узлы должны быть подготовлены к работе (фиг. 2): отжимные элементы 8 вывинчены, кольцевая перегородка 6 перемещена до упора с наружной крышкой 4 путем ввинчивания натяжных элементов 10.

При запуске электрической машины пластинчатая смазка поцшипникового узла отбрасывается вращающимися элементами в увеличенный объем подшипниковой камеры 5 наружной крышки 4 и заполняет освободившееся пространство.

Предлагаемая конструкция позволяет производить оптимальное заполнение подшипникового узла пластичной смазкой, что в значительной мере снижает ее неоправданный расход, и в целом повысить надежность подшипниковых узлов электрической машины. Изобретение может найти применение в электрических машинах гчощностью до 2000 кВт, выполненных на подшипниках качения.

1185500

Фиг 2

Заказ 6431/53

Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПП1 "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель. Ф.Подольская

Редактор Б.Ковтун Техред N.Ky bMa Корректор В.Гирняк