Дождевальная установка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ДОЖДЕВАЛЬНАЯ УСТАНОВКА, содержащая транспортное средство, трубо (Л 00 а О5 to
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 А 01 G 25/09
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ;К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.7 (21) 3734393/30-15 (22) 26.04.84 (46) 23.10.85. Бюл. № 39 (72) А. Г. Мартынов, А. И. Мартынова, В. С. Никитин и Н. В. Михалев (71) Всесоюзное научно-производственное объединение по сельскохозяйственному использованию сточных вод (53) 631.347.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 378195, кл. А 01 G25/04,,1971.
Авторское свидетельство СССР № 701601, кл. А 01 G 25/09, 1977. (54) (57) ДОЖДЕВАЛЬНАЯ УСТАНОВКА, содержащая транспортное средство, трубо„.Я0„„1186162 А провод, установленный-H „,êîëåñíûå gfIopbl с почвозацепами и имеющий дождевальные аппараты и зубчатое колесо с механизмом привода, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения осевого транспортирования и упрощения конструкции, механизм привода размещен на транспортном средстве и снабжен двумя вилками, а на трубопроводе установлены вза имодействующие с вилками круговые направляющие, при этом почвозацепы колесных опор снабжены лыжами с закругленными носками на обоих концах и ориентированы вдоль оси трубопровода.
1186162
Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано при поливе сельскохозяйственных культур дождевальными установками.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения осевого транспортирования и упрощения конструкции.
На фиг. 1 изображена дождевальная установка при фронтальном перемещении транспортным средством; на фиг. 2 — расположение механизмов стабилизации дождевальных аппаратов при фронтальном перемещении дождевальной установки; на фиг. 3 — то же, при осевом транспортировании дождевальной установки; на фиг. 4— расположение механизма привода на транспортном средстве и трубопровода дождевальной установки при ее фронтальном перемещении, разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 5— схема транспортирования дождевальной установки в осевом направлении и ее перемещения в фронтальном направлении.
Дождевальная машина состоит из поливного трубопровода 1, колесных опор 2 с удлиненными по высоте и по всему периметру почвозацепами 3 и лыжами 4 с закругленными носками на обоих концах, механизмов 5 стабилизации дождевальных аппаратов 6 и крепления сливных клапанов 7.
Удлиненные почвозацепы 3 приподнимают опоры 2 над поверхностью почвы и предотвращают создание изгибающих моментов на них от контакта с почвой. Механизм 5 стабилизации аппаратов 6 снабжен консолями 8, на концах которых расположены самоустанавливающиеся колеса 9. На трубопроводе 1 установлено зубчатое колесо 10, а по бокам с двух сторон симметрично расположены круговые направляющие 11. Колесо 10 с круговыми направляющими 11 может быть расположено как посредине поливного трубопровода 1, так и на любом из его концов. Для перемещения дождевальной установки в фронтальном направлении на транспортном средстве 12 закреплен впереди кронштейн 13 с шаровым шарниром 14, осью 15, регулируемыми тягами 16 (вместо которых возможна установка гидроцилиндров), двумя направляющими вилками 17, зубчатыми шестернями 18 и 19, коническим редуктором 20 с приводом через карданную передачу 21 от вала отбора мощности (ВОМ) транспортного средства 12. Привод на конический редуктор 20 можно осуществить, например, с помощью гидромотора. Две направляющие вилки 17 размещены соответственно круговым направляющим 11 на поливном трубопроводе 1.
Для облегчения стыковки транспортного средства 12 с трубопроводом 1 круговые
25 зо
4Р
S5 направляющие 11 по своему наружному диаметру имеют ширину больше, чем в основании, а концы направляющих вилок 17 заострены. Зубчатые шестерни 18 и 19 рас- положены диаметрально противоположно по высоте и с возможностью кинематической связи с зубчатым колесом 10 на поливном трубопроводе l.
На задней гидронавеске транспортного средства 12 для транспортирования дождевальной машины в осевом направлении предусмотрено устройство типа элеватор (хомут), служащее для захвата и удержания трубопровода 1. На орошаемом участке дождевальную установку подсоединяют к гидрантам 22, расположенным на распределительном трубопроводе 23.
Дождевальная установка работает следующим образом.
На исходной пози ции дождевальную установку устанавливают возле гидранта 22 с осевым смещением поливного трубопровода 1, равным половине диаметра колесной опоры 2. Осевое смещение трубопровода 1 необходимо для свободного прохода дождевальной установки при осевом транспортировании. Затем трубопровод 1 дождевальной установки подключают к гидранту 22 и через дождевальные аппараты 6 начинают полив орошаемого участка. Механизм 5 стабилизации дождевальных аппаратов 6 воспринимает через консоли 8 и самоустанавливающиеся колеса 9 статические и динамические нагрузки, возникающие в поливном трубопроводе 1 от веса заполнившей его жидкости и реактивной силы струй, выходящих из дождевальных аппаратов 6.
По завершении полива гидрант 22 закрывают, жидкость из трубопровода 1 сливается через автоматически открывающиеся сливные клапаны 7 и дождевальную установку отсоединяют от гидранта 22. К ней подъезжает задним ходом транспортное средство 12, останавливается и соединяется с трубопроводом 1 с помощью элеватора. Начинается транспортирование дождевальной установки в осевом направлении на лыжах 4, установленных по всему периметру колесных опор 2 на удлиненных по высоте почвозацепах 3.
Гамоустанавливающиеся колеса 9 механизмов 5 стабилизации дождевальных аппаратов 6 разворачиваются при этом по ходу осевого транспортирования, а трубопровод 1 выравнивается в осевом направлении вследствие перекатывания колесных опор 2 с одного почвозацепа на другой и на нем происходит разгрузка от закручивающего момента, создаваемого при фронтальном перемещении.
При пересечении линии распределительного трубопровода 23 противоположным концом трубопровода 1 установку останавливают и подсоединяют к гидранту 22. Далее
1186162
Фиг.2 процесс повторяется. Транспортируя таким образом дождевальную установку вдоль оси, поочередно подключая ее противоположными узлами подсоединения поливного трубопровода 1 к гидрантам 22 и осуществляя полив, достигают края орошаемого участка, где на следующую линию гидрантов 22 перемещают дождевальную установку в фронтальном направлении. Для этого транспортное средство 12, на котором с помощью шарнира 14 оси 15 и тяг 16 предварительно регулируют месторасположение вилок 17, подъезжает перпендикулярно к трубопроводу 1 и стыкуется с ним за счет вхождения вилок 17 в круговые направляющие 11.
Шестерни 18 и 19 входят в зацепление с зубчатым колесом 10 на трубопроводе 1.
На транспортном средстве 12 включается
ВОМ и от него через карданную передачу 21, конический редуктор 20, шестерню 19 и зубчатое колесо 10 передается вращение на поливной трубопровод 1, который является валом для колесных опор 2 с почвозацепами 3 и лыжами 4. При этом верхняя 18 и нижняя 19 шестерни в паре способствуют более плавной передаче крутягцего момента на зубчатое колесо 10 и препятствуют созданию изгибающего момента на трубопроводе 1 от нижней шестерни 19. Самоустанавливающиеся колеса 9 механизмов 5 стабилизации дождевальных аппаратов 6 устанавливаются перпендикулярно поливному трубопроводу 1, удлиненные по высоте почвозацепы 3 способствуют преодолению
5 неровностей поверхности, а лыжи 4 уменьшают удельное давление дождевальной машины на почву.
При достижении следующего гидранта 22 дождевальную установку останавливают на исходной позиции с учетом возможности ее дальнейшего осевого транспортирования.
ВОМ отключают на транспортном средстве 12, которое при движении задним ходом расстыковывается с трубопроводом 1, т. е. вилки 17 выходят из круговых направляющих 11, а шестерни 18 и 19 — из зацепления с зубчатым колесом 10. Дождевальная установка подсоединяется к гидранту 22, процесс полива повторяется, после чего установка транспортируется в осевом на20 правлении к противоположному краю орошаемого участка с последующими остановками для полива. На краю орошаемого участка дождевальную установку снова перемещают фронтально на другую линию гидрантов 22. Принцип осевого транспортирования и фронтального перемещения дождевальной установки показан стрелками.
1186162
1186162
Реда кто р А. Коза р из
Заказ 6460/4
Составитель В. Цуканов
Техред И. Верес Корректор О. Лчговая
Тираж 742 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4