Муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

МУФТА, содержащая концентрично установленные на валах 1,олумуфты с зубьями на обращенных одна к другой поверхностях и расположенную между ними обойму с подвижными в радиальном направлении толкателями , отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса ведомой полумуфты без реверса ведущей, наружная полумуфта установлена на валу с возможностью регулировочного поворота и фиксации в рабочем положении, толкатели вьтолнены с роликами на концах и подпружинены по радиусу с зубьям внутренней полумуфты, а обойма установлена неподвижно. сл OQ ON 00 Ul NO

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU „„1186859 (51)4 Р 16 D 19/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 З б

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3585230/25-27 (22) 29.04.83 (461 23.10.85. Бюл. У 39 (72) M,IT.IIIèøêàðåâ (53) 62 i.825.5(088.8) (56) Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. - M.: Наука, 1975, т. IV, с. 242, рис. 1022. (54)(57) Ю ФТА, содержащая концентрично установленные на валах;.олумуфты с зубьями на обращенных одна к, другой поверхностях и расположенную между ними обойму с подвижными в радиальном направлении толкателями, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса ведомой полумуфты без реверса ведущей, наружная полумуфта установлена на валу с возможностью регулировочного поворота и фиксации в рабочем положении, толкатели выполиены с роликами на концах и подпружинены по радиусу с зубьям внутренней полумуфты, а обойма установлена неподвижно.

1186859

35

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано н устройствах для передачи реверсив. ного вращения.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверса ведомой полумуфты без реверса ведущей.

На фиг. 1 показана муфта, вид с торца, на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Муфта состоит из полумуфт 1 и 2, установленных концентрично одна другой. На наружной цилиндрической поверхности полумуфты и внутренней цилиндрической поверхности полумуфты 2 выполнены зубья, причем число зубьев полумуфты 2 превышает число зубьев полумуфты 1 (в данном случае в четыре раза). Между.полумуфтами установлена обойма 3, закрепленная непопвижно, например, на корпусе одного из соединяемых муфтой механизмов, или на станине узла (крепление не показано). В гнездах обоймы установлены подвижные в радиальном направлении толкатели 4, несущие на концах ролики 5, взаимодействующие с зубьями полумуфт. Толкатели подпружинены пружинами 6. Полумуфта 2 установлена на шпонке 7 на ведомом валу 8 с возможностью осевого перемещения и фиксируется в рабочем положении стопором 9.

Боковые поверхности зубьев обеих полумуфт очерчены кривыми, обеспечивающими при повороте полумуфт равномерное по углу поворота движение толкателей 4. Этому условию удовлетворяет растянутая эвольвента. Данное условие принято для обеспечения равномерного вращения ведомой полумуфты при равномерном вращении ведущей полумуфты. При отсутствии требований к равномерности вращения ведомого органа растянутая эвольвента.может быть заменена другой кривой (например, другой окружности или пря-. мой). Кроме того„ боковые поверхности зубьев обхватывающей и обхватываемой полумуфт могут быть очерчены разными, отличными друг от друга кривыми. Это обеспечит неравномерное вращение одной полумуфты при равномерном вращении другой. Форма боковых поверхностей зубьев полумуфт 55 определяется конкретными условиями эк<.плуптации муфты.

Муфт- работает следующим образом.

При вращении ведущей полумуф- 1, например, по часовой стрелке ролики 5, обкатываясь по боковым поверхностям зубьев полумуфты, перемещают толкатели 4 в радиальном направлении, сжимая пружины 6. От поворота вокруг своей оси толкатели зафиксированы тем, что сечения толкателей выполнены в виде квадрата или прямоугольника и соответствуют форме отверстия обоймы, либо путем установки направляющей шпонки между толкателями 4 и обоймой 3 в отверстиях последней (не показано). Ролики 5 толкателей, воздействуя на боковую поверхность зубьев полумуфты 2, поворачивают ее на угол, определяемый формой и длиной кривой, очерчивающей боковую поверхность зубьев полумуфты 1.

В момент выхода роликов 5 во впадины между зубьями полумуфты 2 и на вершину зубьев полумуфты 1 в работу включается вторая пара толкателей 4.

После поворота полумуфты 2 на определенный угол в работу включается третья пара толкателей и т.д. В результате этого при вращении полумуфты 1 происходит вращение и "полумуфты 2 со скоростью, определяемой соотношение чисел зубьев.полумуфт 1 и 2, т.е. передаточным отношением муфты. В данном случае передаточное отношение равно четырем.

Полумуфта 2 вращается также по часовой стрелке. При реверсе вращения полумуфты 1 направление вращения полумуфты 2 не меняется. Для реверса вращения полумуфты 2 достаточно расфиксировать полумуфту 2 стопором 9, сдвинуть по валу 8 влево (фиг. 2) до момента выхода из зацепления с роликами 5 и повернуть ее на определенный угол так, чтобы ролики 5, взаимодействующие с зубьями полумуфт 2, были установлены на противоположных гранях зубьев отно сительно их положения (см. чертеж), после чего переместить полумуфту 2 вправо и зафиксировать ее в рабочем положении стопором 9 ° При этом полумуфта 2 вращается против часовой стрелки независимо от направления вращения ведущей полумуфты 1. Положение роликов при установке контролируется визуально или по специальным рискам, нанесенным на торцовых поверхностях полумуфты 2 и обоймы 3.

Так как число зубьев попумуфты 2

186859 фиг.2

Составитель И.Яцунов

Техред С.Мигунова Корректор В.Синицкая

Редактор А.Сабо

Заказ 6526/39 Тираж 897 . Подписное

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д . 4/5

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4

3 1 превышает число зубьев полумуфты 1, муфта повышает передаваемый крутящий момент пропорционально ее пере-. даточному отношению. Таким образом, муфта изменяет скорость и величину передаваемой нагрузки, обеспечивает реверс ведомого механизма беэ реверса ведущего, а также реверс ведущего механизма без реверса ведомого.

Укаэанные преимущества предлагаемого технического решения позволяют

I расширить эксплуатационные нозможнос. ти муфты путем изменения передаваемой нагрузки, определяемой отношением числа зубьев ведомой полумуфты к числу зубьев ведущей полумуфты, и соответствующего изменения скорости ведомой полумуфты. Величина передаваемой нагрузки увеличивается в четыре раза, а скорость ведомой

t0 полумуфты соответственно уменьшается в четыре раза, так как передаточное отношение равно четырем.