Патент 1187

Геликоптерный винт

 

№ Н8Ф-"

Класс 62Ь

R г, ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ геликоптерного винта.

К патенту Е. П. Смирнова, заявленному 28 марта 1921 года (заяв. свид. № 79023).

0 выдаче патента опубликовано 30 апреля 1926 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 15 сентября 1924 r.

Предлагаемый геликоптерный винт предназначается для практической авиа- ции, причем использована теория птичьего полета.

На фиг. 1 схематического чертежа поясняется использование принципа птичьего парения, а на фиг. 2 — 4 изображен геликоптерный винт.

Если взять два одноименных (напр., левых) птичьих крыла (фиг. 1) А и В, растянуть их так, как это делает птица при парении, и соединить их вместе передними краями по линии d, так, чтобы обе группы больших маховых перьев а, а„а ... чередовались с груп- памн b малых маховых перьев. Тогда оба соединенные вместе таким образом крыла А и Вобразуют парашют,,в котором группы малых маховых перьев образуют сплошную поверхность, другая же часть поверхности, образованная большими маховыми перьями, будет иметь между этими перьями а, а1, а ..., наклоненными под одинаковым углом атаки, щели с, подобные щелям между лопастями обыкновенной оконной вентиляционной вертушки. Если такой парашют будет укреплен на вертикальной оси е и приведен во вращение в направлении, указанном стрелкою, то весь прибор, загребая под себя перьями а, а„ав... находящийся над ними воздух (причем эти перья будут действовать аналогично лопастям винтового пропеллера или плоско - лопастного вентилятора), будет подниматься вертикально вверх.

При остановке же вращения, когда подобный парашют начнет падать, — сдавливаемый под ним воздух, благодаря эластичности более широких нижних опахал больших маховых перьев а, а„ а,..., автоматически захлопнет имеющиеся между ними щели с и, таким образом, превратив прибор в обыкновенный сплошной парашют, обеспечит ему замедленный, равномерный и безопасный спуск на землю.

Поверхность такого вращающегося зонта - парашюта может быть любая наивыгоднейшая кривая поверхность вращения или комбинация их, напр., боковая поверхность цилиндра с верхним плоским основанием или другого т. под. сочетания, Рекомендуется коническая поверхность с широким углом раскрытия, в особенности в сочетании с цилиндрической поверхностью (фиг. 2) для устранения посредством последней разбрасывания по сторонам воздуха из под парашюта центробежной силой.

Кроме того, на конической поверхности (как на плоской) гораздо легче в техническом отношении устроить автоматически снизу захлопывающиеся клапаны давлением сжимаемого (при опускании вниз всего прибора) воздуха.

На фиг. 2 представлен такой примерный лопастный цилиндрически — конический вращающийся зонт-парашют.

D — коническая его поверхность, E — цилиндрическая ее часть, ee — ось вращения, а, а„а,... лопасть, приподнятая над поверхностью парашюта под желаемым углом атаки, с — щель под лопастями парашюта. Плоские или винтовые лопасти а, a„ а,... расположены по всему коническому парашюту равномерно, а самое число таких лопастей обусловливае гся скоростью вращения зонта.

На фиг. 3 изображен разрез по линии ху части поверхности конического парашюта фиг. 2 через лопасть со следующими обозначениями: А — коническая поверхность, а — верхняя (неподвижная) лопасть, / — нижняя автоматически захлопывающаяся лопасть (напр., на шарнире или иначе; возможно, что здесь при шарнире будет необходима пружина т, и упор Iz), с — щель между ними. Затем, в виду того, что выходящая из под такого вращающегося лопастного зонта-парашюта струя воздуха имеет вращательное движение и значительную скорость (динамическое давление), можно ее выпрямить, направив прямо вниз, и тем самым увеличить статическое давление под парашютом посредством, например, следующего приспособления (фиг. 4). Это приспособление для трансформации вращающейся струи в прямую, отвесную книзу, состоит из цилиндрической поверхности Х, диаметром несколько меньшей цилиндрической поверхности Е (фиг. 2) с несколькими радиально - расположенными отвесными пластинчатыми перегородками

1, 1„1 ) 1,... > сходящимися к полой центральной трубке k, сквозь которую свободно проходит вращающаяся ось ее зонта (фиг. 2). Этот трансформатор подведен под парашют DE (как показано на фиг. 2) и укреплен в общей раме, в которой вращается зонт, совершенно неподвижно, вследствие чего выходящая из под лопастей а вращающаяся воздушная струя, проходя через такой неподвижный трансформатор, теряет свою скорость и, направляясь отвесно вниз, увеличивает статическое давление под парашютом. Вместе с тем, такой трансформатор устраняет колебания сплошного парашюта при его спуске.

При устройстве летательного аппарата можно применить неопределенное число таких геликоптерных зонтов, соединенных попарно и вращающихся в разные стороны, во избежание приведения во вращение всего аппарата и, по возможности, приводимых во вращение одним общим мотором, для того, чтобы, в случае порчи последнего или остановки, латеральное равновесие всего аппарата и его устойчивость не нарушались при спуске на землю. Подобные же вращающиеся на горизонтальной оси лопастные зонты-парашюты могут, не теряя своих преимуществ, употребляться вместо обычных авиационных пропеллеров для горизонтального перемещения в воздухе. Пара таких пропеллеров делает излишними рули поворотов. Наконец, подобные универсальные зонты-пропеллеры могут быть конструируемы и вместо обычных судовых винтов для целей морской и речной навигации.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Геликоптерный винт, характеризующийся применением вращающегося вместе с осью ее (фиг. 2) тела с конической или иной формы поверхностью D, снабженного лопастями а и вырезами с, каковые вырезы могут закрываться при спуске аппарата автоматическими клапанами / (фиг. 3), укрепленными на шарнирах и удерживаемыми при открытом положении упорами h, причем упомянутая ось ее свободно проходит через трубку k (фиг. 4), скрепленную с неподвижно установленной на аппарате цилиндрическою поверхностью J (фиг. 2 и 4) при помощи радиальных перегородок l, l„ l» l» Hìåþùèõ целью выпрямлять воздушные струи, входящие под поверхность D.