Реверсивный электропривод постоянного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий двигатель , якорная обмотка которого через управляемьм вентиль подключена к источнику переменного напряжения, два формирователя импульсов, выходами связанные с управляющим электродом управляемого вентиля, потенциометр , источник питания, п-р-п транзистор , эмиттер которого соединен с анодом первого диода, резистор, один вывод которого соединен с базой п-р-п транзистора, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышения надежности и качества регулирования , в него введены переключатель, р-п-р транзистор и второй диод, при этом выводы источника питания через переключатель и потенциометр соединены с общей шиной электропривода, соединенной также с эмиттерами п-р-п и р-п-р транзисторов и якорной обмоткой двигателя, второй вьшод котоi рой соединен с другим выводом резистора , движок потенциометра соединен (Л с базами п-р-п и р-п-р транзисторов, коллекторы которых соединены с входами формирователей импульсов, катод первого диода соединен с коллектором п-р-п транзистора, а второй диод шунтирует коллекторно-эмиттерный переход р-п-р транзистора. 00 GO СХ 00 со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 P 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

По ДЕЛАМ ИЗОБ ЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3710249/24-07 (22) 13. 12,83 (46) 30.10.85. Бюл. М 40 (71) Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт электросварки им. Е.О.Патона (72) В.А.Лебедев, В,Е.Петруха и Г.И.Роздобудько (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Патент Японии Ф 49-32563, кл. Н 02 Р 5/06, 1974.

Тиристоры (технический справочник). Под ред. В.А.Лобунцова.

И.: Энергия, 1971,. с. 258-259. (54)(57) РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащий двигатель, якорная обмотка которого через управляемый вентиль подключена к источнику переменного напряжения, два формирователя импульсов, выходами связанные с управляющим электродом управляемого вентиля, потенциометр, источник питания, и-р-и тран„„SU„„1188839 A зистор, эмиттер которого соединен с анодом первого диода, резистор, один вывод которого соединен с базой и-р-и транзистора, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и качества регулирования, в него введены переключатель, р-и-р транзистор и второй диод, при этом выводы источника питания через переключатель и потенциометр соединены с общей шиной электропривода, соединенной также с эмиттерами п-р-п и р-и-р транзисторов и якорной обмоткой двигателя, второй вывод которой соединен с другим выводом резистора, движок потенциометра соединен с базами и-р-и и р-и-р транзисторов, коллекторы которых соединены с входами формирователей импульсов, катод первого диода соединен с коллектором n-p — n транзистора, а второй диод шунтирует коллекторно-эмиттерный переход р — и-р транзистора.

1188839

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе постоянного тока, Цель изобретения — повышение надежности и качества регулирования электропривода.

На чертеже приведена схема предлагаемого реверсивного электропривода постоянного тока. 10

Реверсивный электропривод постоянного тока содержит двигатель, якорная обмотка 1 которого через управляемый вентиль (симистор) 2 подключена к источнику 3 переменного на- 15

1 пряжения, формирователи 4 и 5 импульсов, выходами связанные с управляющим электродом управляемого вентиля 2, потенциометр 6, связанный с источником 7 питания, и-р-и тран- 20 зистор 8, эмиттер которого соединен с анодом диода 9, резистор 10, один вывод которого соединен с базой

n — p-n транзистора 8, переключатель 11, р-п-р транзистор 12 и диод 13.

Выводы источника 7 питания через переключатель 11 и потенциометр 6 соединены с общей шиной электропривода, соединенной также с эмиттерами и-р-и и р — и-р транзисторов 8 и 12 3g и якорной обмоткой 1 двигателя, второй вывод которой соединен с вторым выводом резистора 10. Движок потенциометра 6 соединен с базами и-р-п и р-и-р транзисторов 8 и 12, коллекторы которых соединены с входами формирователей 4 и 5. Катод диода 9 соединен с коллектором и-р-и транзистора 8, а диод 13 шунтирует коллекторно-эмиттерный переход р.-è- p 4p транзистора 12.

Формирователи 4 и 5 выходами соединены с управляющим электродом управляемого вентиля 2 через резисторы 14 и 15 соответственно.

4$

Электропривод работает. следующим образом.

При включении источника 3 переменного напряжения, если переключатель 11 находится в среднем положе- 50 нии, на базы транзисторов 8 и 12 напряжение не подается и транзисторы 8 и 12 закрыты. Формирователи 4 и 5 импульсы не вырабатывают, а поэтому симистор 2 закрыт и постоянный 55 ток через якорную обмотку 1 двигателя не протекает. Если подключить потенциометр 6 переключателем 11 к отрицательному выводу источника 7 питания, то в базовой цепи транзистора 12 протекает ток, транзистор 12 при положительном напряжении на его эмиттере открывается, и через формирователь 5 протекает ток, Транзистор 8 будет закрыт, так как на его базе будет отрицательное напряжение. С формирователя 5 через резистор 15 положительный импульс поступает на управляющий электрод симистора 2 и в течение части полупериода напряжения сети через симистор 2, и якорную обмотку 1 протекает ток. Электродвигатель вращается ,и вырабатывается ЭДС реакции якоря.

Через резистор 10 эта ЭДС прикладывается к базе транзистора 12 с положительной полярностью,, токи от по-. тенциометра 6 и ЭДС реакции якоря складываются, и транзистор 12 закрывается. При уменьшении частоты вращения якоря еro ЭДС уменьшается, и транзистор 12 открывается. Любому значению напряжения с потенциометра 6 соответствует определенное значение напряжения на якорной обмотке в пределах реального диапазона регулирования частоты вращения якоря. Если потенциометр 6 отключить от источника 7 питания, то на базы транзисторов 8 и 12 отрицательное напряжение не поступает, а поступает положительное напряжение с якорной обмотки 1 через резистор 10.

Транзистор 12 закрывается, а транзистор 8 при отрицательном напряжении на эмиттере открывается, то через формирователь 4 протекает ток.

С формирователя 4 через резистор 14 отрицательный импульс поступает на управляющий электрод симистсра 2, и в течение полупериода напряжения через симистор 2 и якорную обмотку 1 протекает ток в направлении, противоположном описанному выше. Происходит интенсивное-торможение двигателя, которое происходит до тех пор, пока напряжение ЭДС реакции якоря достаточно для открывания транзистора 8.

После остановки двигателя транзисто-. ры 8 и 12 будут закрыты, формирователи,4 и 5 прекратят выработку импульсов, симистор 2 будет также закрыт, и ток через якорную обмотку 1 не протекает. При быстром уменьшении напряжения задания процесс торможения происходит аналогично, и затем

Составитель Ю.Воробьев

Редактор Ю.Середа Техред Ж.Кастелевич Корректор В.Гирняк

Заказ 6752/56 Тираж 645 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитата СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г,ужгород, ул.Проектная, 4 устанавливается меньшая частота вращения якоря. Если подключить потенциометр 6 переключателем 11 к положительному выводу источника 7 питания, то в базовой цепи транзистора 8 протекает ток, транзистор при отрицательном напряжении на его эмиттере открывается, и через формирователь 4 протекает ток. Транзистор 12 будет закрыт, так как на его базе будет положительное напряжение, С формирователя 4 через резистор 14 отрицательный импульс поступает на управляющий электрод симистора 2 и в течение части полупериода напря188839, 4 женин сети через симистор 2 и якорную обмотку 1 протекает ток. Двигатель вращается в направлении, противоположному.току, которое было при подключении потенциометра к отрицательному выводу источника 7 питания, т.е. происходит реверс. Процесс торможения двигателя при отключении на пряжения задания, а также переход

10 с большей частоты вращения на меньшую происходит аналогично вьппе.-описанному.

Таким образом электропривод обесР печивает надежную работу при высоком

15 качестве регулирования скорости.