Якорное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО преимущественно для маломерных судов, содержащее якорный трос, полое веретено , которое снабжено жестко зафикгсированными в его полости перемычками со сквозными отверстиями и на кото ром шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксации лап, включающий в себя кулачок, жестко закрепленный на одной оси с лапами, и взаимодействующий с ним фиксатор поворота лап, отличающееся тем, что, с целью облегчения возможности подъема якоря путем расфиксаций его лап при самоосвобождении , якорь снабжен ударным грузом обтекаемой формы, установленным на якорном тросе с возможностью перемещения вдоль него, и толкателем, одик из кондов которого выполнен в виде пяты, а другой снабжен жестко связанной с ним вилкой, при этом толкатель установлен в сквозных отверстиях указанных перемычек с возможностью перемещения в полости веретена, (Я а фиксатор поворота лап снабжен стопором .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (1)4 В 63 В 2.1/36
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
» «»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3686490/27-11 (22) 05.01,84. (46) 07.11.85, Бюл. К 41 (71) Институт гидромеханики АН УССР (72) С, Б. Осипенко, Б, Д. Кикиш и В. И, Булавинец (53) 629.12.015.64(088.8 ) (56) Патент Великобритании Ф 2066192 кл. В 63 В 21/44, 1980. (54)(57) ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО преимущественно для маломерных судов, содержащее якорный трос, полое веретено, которое снабжено жестко зафик-. сированными в его полости перемычками со сквозными отверстиями и на кото ром шарнирно на общей оси установлены лапы, механизм фиксации лап, включающий в себя кулачок, жестко закрепленный на одной оси с лапами, и взаимодействующий с ним фиксатор поворота лап, о т л и ч а ю щ е— е с я тем, что, с целью облегчения возможности подъема якоря путем расфиксации его лап при самоосвобождении, якорь снабжен ударным грузом обтекаемой формы, установленным на якорном тросе с возможностью переме" щения вдоль него, и толкателем, один . из концов которого выполнен в виде пяты, а другой снабжен жестко связанной с ним вилкой, при этом толкатель установлен в сквозных отверстиФ ях указанных перемычек с возможно- щ стью перемещения в полости веретена, а фиксатор поворота лап снабжен сто- Ц ф пором.
1189
Изобретение относится к судостроеншо, а именно к судовым якорным устройствам, Цель изобретения - облегчение возможности подъема якоря путем 5 расфиксации его лап.
На фиг. 1 изображено якорное устройство, общий вид.в разрезе; на фиг, 2 — то же, вид спереди.
Якорное устройство содержит полое 10 веретено 1, выполненное из двух боковин 2, соединенных перемычками 3, на одном конце которого на общей оси
4 шарнирно установлены лапы 5, лежащие в одной плоскости, на другом 15 конце веретена установлено кольцо 6 для крепления якорного троса 7. Механизм фиксации лап состоит из кулачка
8, фиксатора 9.поворота лап, при этом в нижней перемычке веретена выполнен 20 паэ 10, ограничивающий поворот оси, а вместе с ней и лап 5 под определенным углом к веретену при вццвинутом фиксаторе 9 поворота лап. Обычно угол. образованный плоскостью, в которой 25 лежат лапы, и осью веретена, в рабочем положении якоря составляет 2530 . Фиксатор 9 стопорится в кулачке
8 стопором 11 в двух положениях: выдвинутом рабочем и задвинутом, при котором лапы освобождаются от зацепления за грунт, Толкатель 12, установленный в сквозных отверстиях перемычек веретена, с одного конца выол ен В виде пяты 13 д я упора в 35 фиксатор 9, а другим жестко связан с вилкой 14, выступающей над кольцом якорного троса, и служит для восприятия ударного импульса от груза 15, свободно скользящего посредством сво-®0
pão центрального отверстия по якорному тросу 7, 730 г
На утолщенных концах оси 4 по обе стороны имеются два.штыря 16, которые в первоначальный момент, когда якорь ляжет на дно, удерживают рога с лапами под углом к поверхности дна, способствуя быстрому зарыванию лап в грунт, Якорное устройство работает следующим образом.
При опускании якорь ложится на дно одной из двух сторон, упираясь в дно носками лап 5 и двумя штырями 16. При появлении на якорном тросе 7 тянущего усилия, которое передается якорю через кольцо б на веретене 1, якорь лапами зарывается в грунт или цепляется за подводные предметы, удерживая тем самым судно на месте.
Для освобождения якоря необходимо ударный груз 15 опустить с судна вниз по якорному тросу 7. Импульс движущегося груза 15 передается на вилку 14, .жестко связанную с толкателем 12, который, перемещаясь в отверстиях верхних перемычек 3 и пазу 10 нижней перемычки, своей нижней частью, выполненной в виде пяты 13, утапливает фиксатор 9 поворота лап, в полость кулачка 8, позволяя оси свободно вращаться в полости веретена. При необходимости операцию по опусканию груза повторяют, для чего груз соединяется с судном буйрепом.
Для приведения механизмов якоря в рабочее положение в теле кулачка пре дусмотрено отверстие для приведения фиксатора в рабочее положение, при этом лапы якоря располагаются .вдоль веретена.
))89730
Фиг. 2
Составитель В. Антонов
Редактор А. Сабо Текред M.Кузьма Корректор М. Максимишинец
Заказ 6842/19 Тираж 434 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
i!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4