Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес

Иллюстрации

Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес (патент 118990)
Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес (патент 118990)
Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес (патент 118990)
Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес (патент 118990)
Показать все

Реферат

 

Класс 42Ь, 26а2

Л 118990

СССР

Г РМЮИМ

alii TCe 1 t ц "Т ЙИ чГИ М,„у ЫЖВ6ПНй

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г, И. Коган

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАЦЕПЛЕНИЯ

ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Заявлено 3) мая 1954 г. за М 10599/576645/25 в Министерство транспортного машипостроения СССР с ирисоеяинеписз заявки 3о 1065l/576645

Описываемое устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес предназначено для использования на обычного типа приборах для комплексной двухпрофильной проверки этих колес. Устройство выполнено в виде сдвоенного эталонного зубчатого колеса с индикаторным датчиком относительного смещения зубчатых венцов этого колеса.

Новым в устройстве является то, что зубчатые венцы эталонного колеса перекрывают друг друга по высоте зубьев с одной торцовой стороны. Зубья одного венца образуют верхнюю часть общих рабочих профилей, а зубья другого венца — их нижнюю часть. Этим обеспечивается возможность независимого однопрофильного контроля основного шага зубчатого колеса по общей нормали к соседним профилям зубьев.

Особенность другой формы выполнения устройства заключается в том, что оба зубчатых венца эталонного колеса расположены в параллельных плоскостях на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние обеспечивает контакт венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон. При этом достигается возможность однопрофильного контроля продольного направления зубьев.

На фиг. 1 и 2 схематически изображено предлагаемое устройство, в двух проекциях; на фиг. 3 и 4 — устройство в другом варианте исполнения.

На втулку 1 обычного типа прибора (на чертеже не изображен) для комплексной двухпрофильной проверки зубчатых колес устанавливается эталонное колесо, состоящее, в основном, из зубчатых венцов 2 и 8. В венце 2 смонтирована стойка 4 упора, свободно пропущенная в отверстие венца 8. На последнем закреплена стойка 5, предназначенная для установки индикаторного датчика б относительного смещения обоих венцов. Мерительный штифт датчика 6 касается упора 7. В венце 2 закреплена ось 8, па котору ю свободно надета втулка 9, пропущенная с зазо№ 118990 ром через отверстие в венце 8. Во втулке 9 закреплен штифт 10, последовательно вводимый в соответствующие отверстия венца 2. Между штифтом 10 и штифтами 11 закреплены пружины 12. При изображенном на чертежах положении штифта 10 одна из пружин 12 натянута, а другая находится в свободном состоянии (поворот венца 8 относительпо венца

2 против часовой стрелки). При перемещении штифта 10 во второе отверстие (поворот против часовой стрелки на 90 ) натяжение пружин изменится (поворот венца 8 по часовой стрелке). Под воздействием пружин 12 профиль зубьев венца 8 смещается относительно профиля зубьев венца 2 на величину, ограничиваемую зазором между стойкой 4 и поверхностью отверстия венца 8.

При проверке контролируемое колесо 18 вводится в зацепление с эталонным колесом. Венцы 2 и 8 под воздействием пружин 12 несколько сдвинуты относительно друг друга. Зубья венца 8 образуют как бы головку общего рабочего профиля, а зубцы венца 2 — ножку. При этом зубья венца, образующие головки общего профиля, выполнены с коэффициентом перекрытия больше единицы (в частности 1,03 — 1,05), а зубья колеса, образующие ножки общего рабочего профиля — с коэффициентом перекрытия меньше единицы (в частности 0,05 — 0,1) . Такое выполнение устройства обеспечивает в процессе зацепления перекрытие предыдущего зуба венца 8 последующим зубом венца 2 на относительно небольшом участке, позволяя измерять расстояние между соседними профилями контролируемого колеса по их общей нормали, т. е. измерять основной шаг регистрацией величины относительного поворота венцов эталонного колеса по отклонениям датчика б. Имеющиеся ошибки основного шага регистрируются датчиком б в процессе совместного вращения эталонного и контролируемого зубчатых колес.

Другая форма выполнения устройства заключается в том, что его эталонное колесо образовано зубчатыми венцами 14 и 15. Венцы друг от друга расположены на расстоянии, обеспечивающем контакт обоих венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон. При этом рабочий профиль зубьев венца 14 эталонного колеса включает всю активную высоту зуба, обеспечивая коэффициент перекрытия больше единицы (в частности, 1,05 — 1,1), а зубьев венца 15 — меньше единицы (в частности 0,6 — 0,7) . Такая форма выполнения устройства обеспечивает возможность независимого однопрофильного контроля продольного напр авления зубьев.

Предмет изобретения

1. Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес, предназначенное для использования на обычного типа приборах для комплексной двухпрофильной проверки этих колес и выполненное в виде сдвоенного эталонного зубчатого колеса с индикаторным датчиком относительного смещения зубчатых венцов этого колеса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности независимого однопрофильного контроля основного шага зубчатого колеса по общей нормали к соседним профилям зубьев, зубчатые венцы сдвоенного эталонного колеса перекрывают друг друга по высоте зубьев с одной торцовой стороны таким образом, что зубья одного венца образуют верхнюю часть общих рабочих профилей, а зубья другого венца — их нижнюю часть.

2. Устройство по п. 1, отл и чаю щееся тем, что коэффициент перекрытия у рабочих участков профилей зубьев нижнего венца эталонного колеса принят больше единицы, в частности 1,03 — 1,05, а у зубьев верхнего венца — меньше единицы, в частности 0,05 — 0,1. № 118990

3. Форма выполнения устройства по п. 1, отл ич а ю щ а яся тем, что, с целью обеспечения возможности независимого однопрофильного контроля продольного направления зубьев, оба зубчатых венца сдвоенного эталонного колеса расположены в параллельных плоскостях на расстоянии, обеспечивающем контакт этих венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон.

4. Устройство по п. 3, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что коэффициент перекрытия у рабочих участков профилей зубьев нижнего венца эталонного колеса принят больше единицы, в частности 1,05 — 1,1, а зубьев верхнего венца — меньше единицы, в частности 0,6 — 0,7.

Приоритет по пп. 3 и 4 — 24 июня 1954 г.

Фиг 2 № 118990

Фиг. 3

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. М. Струве I p. 164

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

1.1нформационно-издательский отдел, Объем 0,34 п. л. Зак. 2653

Подп. к печ. 29.IV-59 г.

Тираж 910 Цена 50 коп.