Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ снабженного по меньшей мере одним цилинд ром с поршнем, содержашая рубашку охлаж дения двигателя, циркуляционный насос, радиатор с верхним и нижним коллекторами, связанными между собой, расширительный бачок, подключенный к радиатору через пробку, установленную в его верхнем коллекторе , и электровентилятор с датчиком температуры охлаждаюшей жидкости, включенным в цепь его питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя, циркуляционный насос снабжен электродвигателем с датчиком давления, включенным в цепь его питания и размешенным в верхнем коллекторе радиатора . 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что датчик температуры охлаждающей жидкости размещен в рубашке охлаждения двигателя в районе верхней мертвой точки поршня цилиндра двигателя. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
Ш 4 F 01 P 3/22 с
1 Se rn%&.:;,- ;. q
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ЬЖЬЛИОТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3600742 25-06 (22) 06.06.83 (46) 15.11.85. Бюл. № 42 (71) Ленинградский ордена Трудового Красного 1намени институт текстильной и легкой промышленности им. С. М. Кирова (72) Н. С. Тушаков, К. Х. Лазариди, Ю. Н. Мещанинов, В. И. Андреев и Л. П. Яник (53) 621.43 — 71 (088.8) (56) Ершов Б. В.,Юрченко M. А. Легковые автомобили ВАЗ. Киев: Вигца школа, 1983, с. 48 — 55. (54) (57) 1. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ снабженного по меньшей мере одним цилинд ром с поршнем, содержащая рубашку охлаж дения двигателя, циркуляционный насос, ра„„SU„„1191609 A диатор с верхним и нижним коллекторами, связанными между собой, расширительный бачок, подключенный к радиатору через пробку, установленную в его верхнем коллекторе, и электровентилятор с датчиком температуры охлаждающей жидкости, включенным в цепь его питания, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности двигателя, циркуляционный насос снабжен электродвигателем с датчиком давления, включенным в цепь его питания и размещенным в верхнем коллекторе радиатора.
2. Система по и. 1, отличающаяся тем, что датчик температуры охлаждающей жидкости размещен в рубашке охлаждения двигателя в районе верхней мертвой точки с е поршня цилиндра двигателя.
1191609
Составитель Б. Морозов
Техред И. Верес Корректор И. Муски
Тираж 496 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор С. Лисипа
Заказ 7136131
Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение экономичности двигателя за счет уменьшения расхода мощности двигателя на привод ци ркуляционного насоса системы охл аждения.
На чертеже представлена принципиальная схем а предлагаемой систем ы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Система охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания, снабженного по крайней мере одним цилиндром с поршнем (не показаны), содержит радиатор 2 с верхним 3 и нижним 4 коллекторами, рубашку 5 охлаждения двигателя 1, циркуляционный насос 6, снабженный электродвигателем 7 в качестве привода, управление которым осуществляется по сигналу датчика 8 давления, размещенного в верхнем 3 коллекторе радиатора 2, составляющие замкнутый контур циркуляции охлаждающей жидкости. Расширительный бачок 9 подключен к радиатору 2 через пробку 10, установленную в верхнем коллекторе 3. Электровентилятор 11 приводится в действие по сигналу датчика 12 температуры, включенного в цепь его питания и размещенного в рубашке 5 охлаждения двигателя 1 в районе верхней мертвой точки поршня цилиндра двигателя.
Система работает следующим образом.
После пуска холодного двигателя 1 температура охлаждающей жидкости, заполняющей контур охлаждения, начинает расти прежде всего в слоях, непосредственно прилегающих к охлаждаемым поверхностям двигателя. По мере уменьшения плотности жидкости в этих слоях они вытесняются и замещаются более холодными. Возникающий при этом движущий напор естественной конвекции за счет перемешивания элементарных объектов жидкости с различной температурой способствует прогреву всей жидкости, находящейся в рубашке 5 охлаждения. Слабая циркуляция жидкости путем естественной конвекции способствует быстрому прогреву двигателя 1 без какихлибо дополнительных энергозатрат. По достижении заданной по условиям наладки датчика 12 температуры он включает элек5
45 тровентилятор 11. Принудительная циркуляция воздуха через радиатор 2 интенсифицирует теплоотдачу от радиатора и резко снижает температуру жидкости в радиаторе 2, обусловливая этим увеличение циркуляции жидкости по всему контуру, интенсивность которой возрастает по мере увеличения разницы между температурами на входе и выходе радиатора 2. Включение циркуляционного насоса 6 происходит следующим образом. Температурные колебания объема охлаждающей жидкости системы охлаждения компенсирует вентиляционный к чапан (не показан) пробки 10, обеспечивающий перетечку жидкости с малыми расходами между радиатором 2 и расширительным бачком 9. При заки пании охлаждающей жидкости или резком повышении давления пропускной способности клапана не хватает. Он закрывается и разобщает радиатор 2 к расширительный бачок 9. Давление в системе при этом повышается, обеспечивая более высокую температуру жидкости без интенсивного ее кипения. По достижении давления
1,5 кг/см открывается выпускной клапан (не показан) большего проходного сечения.
Но еще прежде, чем это произойдет, датчик 8 давления, настроенный на меньшее давление, например 1,2 кг/см, назначенное с учетом допускаемых нагрузок наиболее слабого по прочности звена системы, включает насос 6. Принудительная циркуляция жидкости в системе охлаждения исключает дальнейший рост давления в системе.
Предлагаемая система охлаждения повышает экономичность двигателя, сокращая энергозатраты на механизмы, входящие в ее состав, путем разделительного управления режимами работы этих механизмов по сигналам, обеспечивающим соответствие режимов меняющимся условиям эксплуатации. При таком управлении отпадает необходимость в малом контуре циркуляции жидкости, минуя радиатор, т. е. îáåñпечивается упрощение системы охлаждения путем отказа от ряда ее элементов. Контроль давления в контуре охлаждения не только полностью предохраняет от разрушения его элементы, но и полностью устраняет потери охлаждающей жидкости.