Механизм выключения сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
МЕХАНИЗМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ, содержаш.ий установленный в картере палец, кинематически связанный с рычагом с возможностью поворота и нажимным диском посредством расположенных внутри ведущего вала с возможностью осевого перемещения толкателя, щтока и размещенного между ними шарика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем подачи смазки под давлением в момент выключения сцепления, он снабжен направляющим элементом, закрепленным в картере, в пальце выполнены полость для смазки, винтовой паз, расположенный на наружной поверхности, сообщающиеся с полостью для смазки два отверстия, одно из которых сообщено с источником смазки, а другое - с атмосферой, в толкателе выполнены отверстия, соединяющиеся с полостью для смазки и зоной контакта шарика с толкателем и штоком, при этом палец установлен в картере с возможностью осевого перемещения, а направляющий элемент размещен в винтовом пазу.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1191644 5п 4 F 16 D 13/74
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Z0
Фиг. Х
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 376626 1/25-27 (22) 09.07.84 (46) 15.11.85. Бюл. № 42 (72) А. В. Канчук (53) 621.825.6 (088.8) (56) Маркович M. Е. Мотовелоси педные двигатели. Л.: Машиностроение, 1975, с. 64, рис. 38.
Лоточкий А. В. и др. Грузовые мотороллеры. М.: Машиностроение, 1969, с. 58, рис. 38. (54) (57) МЕХАНИЗМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ
СЦЕПЛЕНИЯ, содержащий установленный в картере палец, кинематически связанный с рычагом с возможностью поворота и нажимным диском посредством расположенных внутри ведущего вала с возможностью осевого перемещения толкателя, штока и размещенного между ними шарика, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем подачи смазки под давлением в моменг выключения сцепления, он снабжен направляющим элементом, закрепленным в картере, в пальце выполнены полость для смазки, винтовой паз, расположенный на наружной поверхности, сообщающиеся с полостью для смазки два отверстия, одно из которых сообщено с источником смазки, а другое — с атмосферой, в толкателе выполнены отверстия, соединяющиеся с полостью для смазки и зоной контакта шарика с толкателем и штоком, при этом палец установлен в картере с возможностью осевого перемещения, а направляющий элемент размещен в винтовом пазу.
1191644
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотоциклостроении.
Цель изобретения — повышение надежности работы механизма выключения сцепления путем подачи смазки под давлением в момент выключения сцепления за счет автоматической прокачки смазки через зону контакта трущихся поверхностей.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый механизм при включенном сцеплении; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1 (при включенном сцеплении); на фиг. 3— то же (при выключенном сцеплении); на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 1 (при включенном сцеплении); на фиг. 5 — то же (при выключенном сцплении); на фиг. 6 — разрез
В-В на фиг. 3.
Механизм выключения сцепления содержит установленные в картере 1 палец 2, приводимый от рычага 3, возвратной пружины 4 и кинематически связанный с нажимным диском 5 посредством расположенных внутри ведущего вала 6 с возможностью осевого перемещения толкателя 7 с отверстиями 8, штока 9 и. размещенного между ними шарика 10. На наружной поверхности пальца 2 выполнен винтовой паз 11, взаимодействующий с направляющим элементом, выполненным в виде направляющего винта 12. В пальце 2 также выполнена полость 13 для смазки и сообщающиеся с полостью !3 два отверстия 14 и 15. Отверстие 14 сообщено с источником смазки, а именно лотком 16 картера 1 через отверстие 17. Другое отверстие 15 сообщено с атмосферой через отверстие !8 в картере l. Шарик 10 имеет зону 19 контакта с толкателем 7 и зону 20 контакта со штоком 9.
Механизм выключения сцепления работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 6 и ведомого вала (не показан) масло, залитое в картер 1, зубьями шестерен забрасывается в лоток 16. Через отверстие 17 картера 1 и отверстие 14 пальца 2 масло из лотка 16 затекает в полость 1 3 пальца 2 и заполняет ее. При выключении сцепления рычаг 3 поворачивает вокруг своей оси палец 2, который от взаимодействия винтового паза 11 с направляющим винтом 12 получает дополнительное перемещение вдоль своей оси. При этом палец 2 отжимает вращающиеся с валом 6 толкатель 7, шарик 10, шток 9 и нажимной диск 5 влево, вследствие чего сцепление выключается.
При перемещении пальца 2 отверстия 14 и 15 смещаются относительно отверстий 17 и 18 картера 1 по винтовой линии. При этом происходит постепенное вытеснение воздуха, д находящегося в верхней части полости 13 пальца 2, через отверстия 15 и 18. При полном перекрытии отверстий 17 и 18 происходит замыкание объема масла в полости 13. Уменьшение объема масла при движении пальца вниз происходит за счет вытеснения масла из полости 13 через отверстия 8 в толкателе 7 в зонах 19 и 20 контакта толкателя 7 и штока 9 с шариком 10 и далее через зазоры между штоком 9 и толкателем 7 — в полость вала 6. При включении сцепления, освобождаясь от действия силы со стороны рычага 3, палец 2 под действием усилия от нажимного диска 5 через шток 9, шарик 10 и толкатель 7 выдвигается из картера 1 и устанавливается в исходное положение возвратной пружиной 4. Через отверстия 17 и 18 происходит дозаправка маслом полости 13 из лотка 16.
119l644
5 -Юли/ерово
11
9 Ьг б
Редактор С. Лисина
Заказ 7139/33
Составитель В. Размета
Техред И. Верес Корректор Г. Решетник
Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и оч крытий
113035, Москва, % — 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4