Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КОРОБКА ПЕРЕДАЕМ, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы с установленными на них парами находящихся Б постоянном зацеплении зубчатых колес, образующих передачи прямого хода, расположенные на валах в порядке возрастания передаточного отнощения, механизм переключения передач, включающий орган управления , колеса, установленные на одном из валов, имеющие обгонные муфты с внутренними и наружными обоймами и заклинивающими телами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности коробки при переключении передач без разрыва потока мощности, механизм переключения передач выполнен в виде консольно расположенного в органе управления ползуна, взаимодействующего одной стороной с заклинивающими телами и проходящего между внутренними и наружными обоймами обгонных муфт. 2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности переключений передач, обгонные муфты выполнены фрикционными, а их заклинивающие тела - в виде клиновых колодок . 3.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что она .-набжена размещенной в установленном на другом валу колесе передачи с меньщим передаточным отнощением дополнительной обгонной муфтой. 4.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что обгонные муфты выполнены храповыми, их заклинивающие тела - в виде собачек. 5. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена взаимодействующими с ползуном поводковыми вилками, имеющими пазы под ползун и размещенными между внутренними и наружными обоймами. -6. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что одно из крайних пар зубчатых колес выполнено одновенечным, а другие колеса - двухвенечными и последовательно зацеплены друг с другом, колеса, установленные на другом валу, имеют также обгонные муфты, взаимодействующие с дополнительным ползуном. 7.Коробка передач по пп. 1 и 6, отличающаяся тем, что она снабжена передачей заднего хода, образованной парой зубчатых колес, установленных на валах и постоянно связанных цепью, одно из колес, уста (Л новленное на валу с ползуном, имеет встроенную в него муфту. 8.Коробка передач по п. 7, отличающаяся тем, что она снабжена тормозом, установленным на ведомом валу и взаимодействующим с ползуном, а обгонные муфты и ползун также установлены на ведомом валу. 9.Коробка передач по пп. 1 и 7, отличающаяся тем, что она снабжена вторым а ведомым валом с колесами, постоянно зацепляющимися с колесами ведущего вала, ел образующим дополнительную передачу пряО5 мого хода. 10.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что орган управления выполнен в виде каретки, жестко скрепленной с ползуном и кинематически связанной с рычагом переключения передач, связанным с корпусом пружиной. 11.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что орган управления выполнен в виде полого вала, концентрично уставювленного на ведомом валу и свя занного с ползуном посредством цилиндрической резьбы , выполненной на внутренней поверхности полого вала и наружной поверхности ползу

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5ц4 F 16H3 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOIVlY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3581631/25-,28 (22) 09.03.83 (46) 15.1!.85. Бюл. № 42 (72) С. С. Диричев (53) 621.833(088.8) (56) Патент Франции № 2018600, кл. F 16 Н 57/00, 1970.

Авторское свидетельство СССР № 815359, кл. F 16 Н 3/12; 1977. (54) (57) 1. КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, содержащая корпус, ведущий и ведомый валы с установленными на них парами находящихся в постоянном зацеплении зубчатых колес, образующих передачи прямого хода, расположенные на валах в порядке возрастания передаточного отношения, механизм переключения передач, включающий орган управления, колеса, установленные на одном из валов, имеющие обгонные муфты с внутренними и наружными обоймами и заклинивающими телами, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности коробки при переключении передач без разрыва потока мощности, механизм переключения передач выполнен в виде консольно расположенного в органе управления ползуна, взаимодействующего одной стороной с заклинивающими телами и проходящего между внутренними и наружными обоймами обгонных муфт.

2. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности переключений передач, обгонные муфты выполнены фрикционными, а их заклинивающие тела — в виде клиновых колодок.

3. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что она снабжена размещенной в установленном на другом валу колесе передачи с меньшим передаточным отношением дополнительной обгонной муфтой.

4. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что обгонные муфты выполнены храповыми, их заклиниваюшие тела — в виде собачек.

„„SU„„1191656 A

5. Коробка передач по п. I отличающаяся тем, что она снабжена взаимодействующими с ползуном поводковыми вилками, имеющими пазы под ползун и размещенными между внутренними и наружными обоймами.

-6. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что одно из крайних пар зубчатых колес выполнено одновенечным, а другие колеса — двухвенечными и последовательно зацеплены друг с другом, колеса, установленные на другом валу, имеют также обгонные муфты, взаимодействующие с допол нительным ползуном.

7. Коробка передач по пп. 1 и 6, отличающаяся тем, что она снабжена передачей заднего хода, образованной парой зубчатых колес, установленных на валах и постоянно связанных цепью, одно из колес, установленное на валу с ползуном, имеет встроенную в него муфту.

8. Коробка передач по п. 7, отличающаяся тем, что она снабжена тормозом, установленным на ведомом валу и взаимодействующим с ползуном, а обгонные муфты и ползун также установлены «а ведомом

Ва л у ..

9. Коробка передач по пп. 1 и 7, отличающаяся тем, что она снабжена вторым ведомым валом с колесами, постоянно зацепляющимися с колесами ведущего вала, образующим дополнительную передачу прямого хода.

10. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что орган управления выполнен в виде каретки, жестко скрепленной с ползуном и кинематически связанной с рычагом переключения передач, связанным с корпусом пружиной.

11. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что орган управления выполнен в виде полого вала, концентрично установленного на ведомом валу и связанного с ползуном посредством цилиндрической резьбы, выполненной на внутренней поверхности полого вала и наружной поверхности ползу1191656 на, а с ведомым валом — посредством пружины.

12. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что орган управления представляет собой передачу винт †гай, установленную на ведомом валу, на винте выполнен упор, а гайка подпружинена к упору и взаимодействует с ползуном или жестко скреплена с ним.

13. Коробка передач по п. 1. отличающаяся тем, что она снабжена скрепленным с ползуном соосно ему стержнем, в месте крепления которых выполнена трапециевидная выемка, расстояние между боковыми сторонами которой по дну равно расстоянию между соседними обгонными муфтами или меньше его удвоенной величины.

14. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что на свободном конце ползуна размещены тела качения.

15. Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что на свободном конце ползуна укреплена пружина, взаимодействующая с заклинивающими телами.

l6. Коробка передач по п. 2, отличающаяся тем, что она снабжена размещенными между внутренними ч наружными обоймами В клады шами.

17. Коробка передач по п. 4, отличающаяся тем, что на свободном конце ползуна шарнирно закреплена одним концом пластина с возможностью перемещения ее второго конца в радиальном направлении вала и взаимодействия с заклинивающими телами.

18. Коробка передач по п. 7, отличаюигаяся тем, что передача заднего хода расголожена между корпусом и передачей прямого хода, имеющий большее передаточное отношение, встроенная в колесо муфта обгонная, в ползуне на расстоянии от свободного конца, равном расстоянию между крайними обгонными муфтами передач прямого хода, выполнена клинообразная выемка, взаимодействующая со встроенной муфтой.

19. Коробка передач по п. 7, отличающаяся тем, что передача заднего хода расположена между корпусом и передачей прямого хода, имеющей большее передаточное отношение, встроенная в колесо муфта нормально разомкнута, в ползуне на расстоянии от свободного конца, равном расстоянию между крайними и обгонными муфтами передач прямого хода, выполнен выступ, взаимодействующий со встроенной муфтой.

20. Коробка передач по и. 7, отличающаяся тем, что передача заднего хода расположена между корпусом и передачей прямого хода, имеющей меньшее передаточное отношение, встроенная в колесо муфта нормально разомкнута, а ползун взаимодействует с ней свободным концом.

21. Коробка передач по п. 6, отличающаяся тем, что основные обгонные муфты установлены в колесах повышающих передач.

22. Коробка передач по п. 7, отличающаяся тем, что второе колесо передачи заднего хода установлено с возможностью вращения на ведущем валу и скреплено с соседним колесом передачи прямого хода.

23. Коробка передач по п. 9, отличающаяся тем, что на ведомых валах размещены одинаковые наборы колес.

24. Коробка передач по п. 23, отличающаяся тем, что передача заднего хода и одна из передач прямого хода имеют одинаковые передаточные отношения.

25. Коробка передач по п. 12, отличающаяся тем, что на ведомом валу выполнены шлицы, а гайка установлена на них.

26. Коробка передач по п. 12, отличающаяся тем, что она снабжена рычагом переключения передач, кинематически связанным с га йкой.

27. Коробка передач по п. 12, отличающаяся тем, что она снабжена рычагом переключения передач, взаимодействующим с торцовой поверхностью гайки и имеющим стопорную защелку.

28. Коробка передач по п. 27, отличающаяся тем, что ползун установлен на ведушем валу и кинематически связан с рычагом переключения передач.

29. Коробка передач по и. 12, отличающаяся тем, что она снабжена установленным на винте вторым упором.

30. Коробка передач по и. 13, отли«ающаяся тем, что боковые стороны трапециевидной выемки имеют равную длину.

31. Коробка передач по п. 17, отличающаяся тем, что пружина закреплена одним концом на ползуне, а другим — на пластине.

32. Коробка передач по п. 16, отличающаяся тем, что на наружных поверхностях клиновых колодок выполнены конические выступы, на наружных поверхностях вкладышей — цилиндрические выступы, а на внутренних поверхностях наружных обойм выполнены кольцевые клинообразные в п родольных плоскостях впадины, в которые входят цилиндрические и конические выступы.

33. Коробка передач по п. 16, отличающаяся тем, что вкладыши подпружинены к наружным обоймам пружинами.

34. Коробка передач по п. 16, отличающаяся тем, что на внутренних поверхностях наружных обойм и сопряженных с ними наружных поверхностях клиновых колодок нанесен защитный слой антифрикционного материала, толщиной 0,6 — 1,7 мкм, а вкладыши выполнены из такого же материала.

35. Коробка передач по п. 31, отличающаяся тем, что пружина размещена в выемке, выполненной на обращенной к валу поверхности ползуна.

36. Коробка передач по п. 33, отличающаяся тем, что на клиновых колодках выполнены углубления, в которых размещены пружины.

1191656

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для переключения передач в станках и транспортных средствах.

Целью изобретения является повышение надежности коробки при переключении передач без разрыва потока мощности путем упрощения конструкции коробки и увеличения плавности переключений.

На фиг. 1 изображена коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — ведущий вал, поперечное сечение по сепаратору; на фиг. 5 — 8 — примеры выполнения клиновых колодок и вкладышей; на фиг. 9 — 1! примеры установки подшипников на свободном конце ползуна; на фиг. 12 — коробка передач, второй вариант конструктивной схемы, продольный разрез; на фиг. 13 разрез Ж вЂ” Ж на фиг. 12 (передача заднего хода); на фиг. 14 — разрез 3 — 3 на фиг. 12; на фиг. 15 — 24 показано управление обгонными муфтами в коробке передач второго варианта конструктивной схемы (фиг. 12); на фиг. 25 — изображена коробка передач, третий вариант конструктивной схемы, продольный разрез; на фиг. 26 — разрез Π— О на фиг. 25; на фиг. 27 — сечение П вЂ” П на фиг. 25; на фиг. 28 — сечение P — Р на фиг. 25; на фиг. 29 — 35 — управление обгонными муфтами в коробке передач третьего варианта конструктивной схемы (фиг. 25); на фиг. 36 — коробка передач, четвертый вариант конструктивной схемы, продольный разрез; на фиг. 37 — разрез Ф вЂ” Ф на фиг. 36; на фиг. 38 — разрез Х вЂ” Х на фиг. 36; на фиг. 39 — разрез Ц вЂ” Ц на фиг. 36; на фиг. 40 — коробка передач, пятый вариант конструктивной схемы, продольный разрез; на фиг. 41 — разрез Ч вЂ” Ч и Ш вЂ” Ш на фиг. 40; на фиг. 42 — разрез Э вЂ” Э и Ю вЂ” Ю на фиг. 40; на фиг. 43 — коробка передач шестой вариант конструктивной схемы, продольный разрез.

По первому варианту коробка передач содержит корпус 1 (фиг. 1 — 4), в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий 2 и ведомый 3 валы, на которых укреплены образующие передачи цилиндрические зубчатые колеса 4 — 5; 6 — 7; 8 — 9 и 10 — 11; расположенные на валах в порядке возрастания. Ведущее колесо 4 низшей передачи жестко укреплено на валу 2 и находится в постоянном зацеплении с ведомым колесом 5, снабженным роликовой обгонной муфтой 12, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 3. Ведомые колеса

7 и 9 жестко укрепленные на валу 3, и ведомое колесо 11, выполненное как одно целое с валом 3, находятся в постоянном зацеплении с укрепленными на валу 2 ведушими колесами 6, 8 и 10, которые снабжены управляемыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом

2, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с колесами 6, 8 и 10, заклинивающие тела, выполненные в виде клиновых колодок 13 — 15, отделенных от эксцентриковых рабочих поверхностей внутренних обойм роликами. При этом уцравляемые обгонные муфты образуют несколь10 ко равномерно расположенных по окружности продольных рядов клиновых колодок

13 — 15, взаимодействующих с соответствующим числом ползунов 16, закрепленных с возможностью перемещения вдоль вала 2 между внутренними и наружными обоймами и сопряженных одними боковыми поверхностями с продольными направляющими выступами 17 вала 2. Ползуны 16 одними концами скреплены с кареткой 18, подвижно установленной на валу 2 и кинематически

20 связанной с рычагом 19 переключения передач, при этом продольные направляющие выступы 17 вала 2 и сопряженные с ними ползуны 16 размещены в углублениях, имеющихся на внутренней поверхности каретки 18, причем корпус каретки 18 входит в

25 поперечные пазы, выполненные на вторых боковых поверхностях ползунов. Вторые концы ползунов 16 выполнены клиновидными, с плоскими наклонными поверхностями

20, служащими для последовательного выкчючения управляемых обгонных муфт, начиная с обгонной муфты, действующей на высшей передаче, состоящей из колес 10 — 11, а вторые боковые поверхности ползунов 16 предназначены для удержания их в выключенном состоянии. Перемещение ползунов

16 в направлении включения обгонных муфт осуществляется пружиной 21, скреп. пенной с рычагом 19 переключения передач, выполненным в виде педали. Для удобства управления ползуны 16 удерживаются в рабочих положениях с помощью фиксатора (не

40 показан), взаимодействующего с рычагом 19 переключения передач. Управляемые обгонные муфты чередуются с установленными на валу 2 сепараторами 22, образующими совместно с валом 2 направляющие отверстия 23 для ползунов 16 и ограничиваю45 шими перемещение клиновых колодок 13 — 15 в осевом направлении вала 2.

Включение всех передач обеспечивается пружиной 21, осуществляющей перемещение ползунов 16 в крайнее левое по.чожение.

Во втором примере выполнения (не показан) педаль переключения передач может быть укреплена на упругой опоре, сопряженной с подпружиненным к ней регулятором оборотов вала двигателя, в данном случае с рычагом подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания.

В третьем примере выполнения, (фиг. 5) ползуны 24, закрепленные с возможностью перемещения вдоль вала 25 между внутрен1191656 ними и наружными обоймами управляемых обгонных муфт и взаимодействующие с продольными рядами клиновых колодок 26, отделены от каждой наружной обоймы, выполненной как одно целое с зубчатым колесом 27, вкладышами 28, которые сопряжены с передними и тыльными частями расположенных по окружности клиновых колодок 26 и имеют на обращенных к валу 25 поверхностях упоры 29 для роликов 30, расположенных между клиновыми колодками

26 и эксцентриковыми поверхностями внутренней обоймы, выполненной как одно целое с валом 25. На передних и тыльных частях клиновых колодок 26 выполнены ориентированные параллельно оси вала 25 углубления, в которых размещены концы вкладышей 28 и пластинчатые пружины 31, поджимающие вкладыши 28 к рабочей поверхности наружной обоймы и опирающиеся на поверхности углублений. Кроме того, »а внутренней поверхности наружной обоймы, выполненной .как одно целое с зубчатым колесом 27, и сопряженных с ней наружных поверхностях клиновых колодок

26 нанесен защитный слой 32, обладающий эффектом избирательного переноса при трении, например медный слой толщиной 0,6—

1,7 мкм, а вкладыши 28 выполнены из восстанавливающего защитный слой материала.

В четвертом примере выполнения,(фиг. 6), ползуны 33, закрепленные с возможностью перемещения вдоль вала 34 между внутренними и наружными обоймами управляемых обгонных муфт и взаимодействующие с продольными рядами клиновых колодок 35, отделены от каждой наружной обоймы, выполненной как одно целое с зубчатым колесом 36, вкладышами 37, которые выполнены как одно целое с тыльными частями расположенных по окружности клиновых колодок 35 и сопряжены с передними частями последних, при этом на внутренней поверхности наружной обоймы, выполненной как одно целое с зубчатым колесом 36, и сопряженных с ней наружных поверхностей клиновых колодок 35 и вкладышей 37, нанесен защитный слой 38, обладающий эффектом избирательного переноса при трении, а с целью исключения стачивания защитного слоя 38 кромки клиновых колодок 35 и вкладышей 37, сопряженные с рабочей поверхностью наружной обоймы, закруглены.

В пятом примере выполнения, (фиг. 7 и 8), ползуны 39 закрепленные с возможностью перемещения вдоль вала 40 между внутренними и наружными обоймами управляемых обгонных муфт и взаимодействующие с продольными рядами колодок 41, отделены от каждой наружной обоймы, выполненной как одно целое с зубчатым колесом 42, вкладышами 43, которые выполнены как одно целое с переднйми частями расположенных по окружности клино5

15 гс

25 зо

55 вых колодок 41 и сопряжены с тыльными частями последних, при этом на внутренней поверхности наружной обоймы, выполненной как одно целое с зубчатым колесом 42, имеются кольцевые клинообразные впадины с коническими рабочими поверхностями, в которые входят соответствующие им выступы 44 и 45, выполненные соответственно на наружных поверхностях клиновых колодок 41 и вкладышей 43, В шестом примере выполнения (не показан) ползуны отделены от каждой наружной обоймы вкладышами, которые вместе с пластинчатыми пружинами, поджимающими их к внутренней поверхности наружной обоймы, размещены в углублениях, имеющихся на передних и тыльных частях расположенных по окружности клиновых колодок, при этом на внутренней поверхности наружной обоймы имеются образованные чередующимися коническими и цилиндрическими поверхностями кольцевые клинообразные впадины, в которые входят выступы, выполненные на наружных поверхностях клиновых колодок, а с цилиндрическими поверхностями кольцевых клинообразных впадин взаимодействуют выступы вкладышей.

В седьмом примере выполнения, (фиг. 9 и 10), каждый ползун 46, закрепленный с возможностью перемещения вдоль вала

47, с продольными направляющими выступами 48, и взаимодействующий с продольным рядом клиновых колодок 49, имеет на втором конце вырез, в котором на общей оси 50 установлены радиально-упорные подшипники 51 и 52 качения, при этом подшипник 51 взаимодействует с продольным направляющим выступом 48 вала 47, а подшипник 52 — с наклонными вогнутыми поверхностями продольного ряда клиновых колодок 49.

В восьмом примере выполнения, (см. фиг. 11), каждый ползун 53, закрепленный с возможностью перемещения вдоль вала 54, с продольными направляющими выступами 55, и взаимодействующий с продольным рядом клиновых колодок 56, имеет на втором конце вырез, в котором на общей оси

57 установлены подшипники 58 — 60 качения, при этом крайние подшипники 58 и 60 взаимодействует с продольным направляющим выступом 55 вала 54, а средний подшипник

59, ширина которого равна общей ширине крайних подшипников 58 и 60, взаимодействует с продольным рядом клиновых колодок 56.

Во втором варианте конструктивной схемы (фиг. 12 — 14) коробка передач содержит корпус 61, в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий 62 и ведомый 63 валы. На валах укреплены постоянно зацепляющиеся и образующие передачи прямого хода зубчатые колеса 64—

65; 66 — 67; 68 — 69; 70 — 71, расположенные на валах в порядке возрастания. Кроме то1191656 го, на валах 62 и 63 с краю, рядом с зубчатыми колесами 70 и 71 высшей передачи прямого хода укреплены звездочки 72 и 73, постоянно связанные цепью 74 и образующие передачу заднего хода. Ведомые колеса 65, 67, 69 и 7! и ведомая звездочка 73 жестко укреплены на валу 63, а ведущие колеса 64, 66, 68 и 70 и ведущая звездочка 72 снабжены управляемыми храповыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами, выполненными как одно целое с валом 62, и наружными обоймами, имеющими вид храповых колес, выполненных как одно целое с ведущими колесами 64, 66, 68 и 70 и ведущей звездочкой 72, собачки 75 — 79, размещенные в круглых отверстиях внутренних обойм и подпружиненные в радиальном нап ра влении к храповым колесам. При этом храповые муфты чередуются с установленными на валу 62 сепараторами и образуют расположенный вдоль вала 62 ряд собачек 75—

79, взаимодействующих с ползуном 80, корпус которого, размещенный в продольном направляющем пазе 81 вала 62 и в отверстиях собачек 75 — 79 фиксируется в радиальном направлении внутренними поверхностями сепараторов и служит для выведения собачек 75 — 79 из контакта с храповыми колесами. На одном конце ползуна 80 на его наружной поверхности имеется радиально направленный выступ 82, размещенный в кольцевой выточке, выпол ненной на внутренней поверхности каретки 83, перемещаемой вдоль вала 62 элементом органа управления, например рычагом переключения передач (не показан) . Второй конец ползуна 80 выполнен как одно целое со стержнем 84, корпус которого, размегценный в продольном направляющем пазе 81 вала 62 и ориентированный параллельно оси вала

62, служит для выведения собачек 75 — 77 из контакта с храповыми колесами, при этом между ползуном 80 и стержнем 84 образуется обращенная к валу 62 неравно- 40 бокая трапециевидная выемка 85, обеспечивающая при переключении передач прямого хода постоянное включение одной из передач, причем ползун 80 образует длинную боковую поверхность,86 трапециевидной выемки.85, а стержень 84 — короткую 4 боковую поверхность 87. Кроме того на внутренней поверхности ползуна 80 вблизи его конца, кинематически связанного через каретку 83 с рычагом переключения передач, имеется клинообразный вырез 88, обес- >О печивающий включение колес 72 и 73, образующих передачу заднего хода, после выключения рычагом переключения передач всех передач прямого хода.

В третьем варианте конструктивной схемы (фиг. 25 — 28) коробка передач со- 55 держит корпус 89, . в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий

90 и ведомый 91 валы. На валах укреплены цилиндрические зубчатые колеса 92—

93; 94 — 95; 96 — 97, образующие передачи, расположенные на валах в порядке возрастания. Ведущее колесо 92 низшей передачи выполнено как одно целое с валом 90 и находится в постоянном зацеплении с ведомым колесом 93, снабженным роликовой обгонной муфтой 98, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 91. Ведущие колеса 94 и 96, жестко укрепленные на валу 90, находятся в постоянном зацеплении с укрепленным на валу 91 ведомыми колесами 95 и 97, которые снабжены управляемыми храповыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами, выполненными как одно целое с валом 91, и наружными обоймами, имеющими вид храповых колес, выполненных как одно целое с ведомыми колесами 95 и 97, собачки 99 и 100, установленные с возможностью вращения на осях, укрепленных на внутренних обоймах параллельно оси вала 91, при этом храповые муфты чередуются с установленными на валу 91 сепараторами !01 и образуют расположенный вдоль вала 91 ряд собачек 99 и 100, с хвостовнками которых взаимодействует размещенный в продольном направляющем пазе 02 вала 91 ползун 103 через пластину 104, шарнирно связанную одним концом с концом ползуна !03 и подпружиненную в направлении выключения храповых муфт размещенной в выемке 105. выполненной на обращенной к валу 91 поверхности ползуна 03, пластинчатой пружиной 106, способной удерживать собачки 99 и 100 в выведенном из контакта с храповыми колесами состоянии и деформирующейся при сцеплении собачек 99 и 100 с храповыми колесами на величину, достаточную для полного включения передач„ об- разованных зубчатыми колесами 94 — 95;

96 — 97. Нагрузка на ведомый вал 91 передается через пружину 107, закрепленную одним концом на валу 91, а другим — на полом валу 08, концентрично установленном на ведомом валу 9! и связанном с ползуном 103 посредством цилиндрического резьбового соединения с упорной многозаходной резьбой с большим шагом, выполненной на внутренней поверхности полого вала 108 и наружной поверхности корпуса ползуна 103. Ползун удерживается в рабочих положениях с помощью шарикового фиксатора 109, установленного в разгруженной пружиной 07 части корпуса ведомого вала 9! и взаимодействующего с лунками 10 на внутренней поверхности корпуса ползуна 103, причем фиксатор

109 действует только в направлении выключения обгонных муфт, препятствуя неполному выключению передач.

В примере выполнения третьего варианта (не показан) массу и конфигурацию. собачек, вводимых в контакт с храповыми

1191656 колесами центробежными силами, и пластины, шарнирно связанной одним концом с концом ползуна и взаимодействующей с хвостовиками собачек, подбирают с таким расчетом, чтобы действующая на пластину центробежная сила способна была удерживать собачки в выведенном из контакта с храповыми колесами состоянии.

В четвертом варианте конструктивной схемы (фиг. 36 — 39) коробка передач содержит корпус 111, в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий

112 и ведомый 113 валы, на валах укреплены цилиндрические зубчатые колеса 114—

115; 116 — 117; 18 — !! 9, образующие передачи, расположенные на валах в порядке возрастания. Ведущее колесо 114 низший передачи выполнено как одно целое с валом 112 и находится в постоянном зацеплении с ведомым колесом 115, снабженным неуправляемой роликовой обгонной муфтой 120, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 113. Ведущие колеса 116 и 118, жестко укрепленные на валу 112, находятся в постоянном зацеплении с укрепленными на валу 113 ведомыми колесами 117 и 119, которые снабжены управляемыми роликовыми обгонньчми муфтами, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 113, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с зубчатыми колесами 117 и 119, размещенные в гнездах поводковых вилок

121, 122 ролики, при этом поводковые вилки 121, 122 чередуются с установленными на валу 113 сепараторами 123 и взаимодействуют с несколькими синхронно перемещаемыми ползунами 124 с клиновидными концами, закрепленными с возможностью вдоль вала

113 между внутренними и наружными обоймами и сопряженными одними боковыми поверхностями с продольн ями направляющими выступами вала 113. Кроме того, поводковые вилки 121 и 122 подпружинены в направлении заклинивания роликов пружинами (не показаны), размещенными в углублениях, имеющихся на боковых поверхностях сепараторов 123. Нагрузка на ведомый вал 113 передается через соосно ему расположенный механизм типа винт — гайка, подвижная в осевом направлении гайка

125 которого, закрепленная на продольных направляющих выступах вала 113 с возможностью осевого перемещения и прижимаемая конической пружиной 126 к торцу винта 127, жестко скреплена с ползунами 124 посредством выполненных на наружных поверхностях ползунов 124 поперечных пазов

128, в которые входит корпус гайки 125, при этом ползуны 124 удерживаются в рабочих положениях с помощью шарикового фиксатора 129, установленного в корпусе гайки 125 и взаимодействующего с лунками

130 на ведомом валу 113. Между боковыми поверхностями винтовых канавок 131 гайки

125 и винтовых выступов 132 винта 127 по замкнутому контуру вокруг винтовых выступов 132 размещены шарики 133, перемещение которых вдоль винтовых канавок

131 гайки 125 ограничено отражателями

134, укрепленными на винте 127.

В одном примере выполнения четвертого варианта (не показан) может быть предусмотрена воздействующая на наруж-!

О ную торцовую поверхность гайки. педаль переключения передач, и ри этом педаль выводится из контакта с торцовой поверхностью гайки пружиной и снабжена стопорной защелкой, позволяющей закрепить педаль в положении, соответствующем включению требуемой передачи, причем стопорная защелка действует только в направлении включения обгонных муфт.

В другом примере выполнения четвертого варианта (не показан) может быть предусмотрен кинематически связанный с гайкой рычаг переключения передач.

В пятом варианте конструктивной схемы (фиг. 40 — 42) коробка передач содержит корпус 135, в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий 136 и ве25 домый 137 валы, на валах укреплены зубчатые колеса 138 — 139; 140 — 141; 142 — 143, последовательно зацепляющиеся одно с другим и образующие передачи, расположенные на валах в порядке возрастания. Ведущее колесо 138 низшей передачи выполнено одновенечным и снабжено неуправляемой роликовой обгонной муфтой 144, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 136. Ведущие колеса 140 и 142 выполнены двухвенечными и снабжены управляемыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 136, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными

4р как одно целое с колесами 140 и 142, клиновые колодки 145 и 146, продольные ряды которых, равномерно расположенные по окружности, взаимодействуют с соответствующим числом ползунов 147, закрепленных с возможностью перемещения вдоль ва45 ла 136 между внутренними и наружными обоймами и сопряженных одними боковыми поверхностями с продольными направляющими выступами 148 вала 136. Управляемые обгонные муфты чередуются с установленными на валу 136 сепараторами 149, о образующими совместно с валом 136 направляющие отверстия для. ползунов 147 и ограничивающими перемещение клиновых колодок 145 и 146 в осевом направлении вала 136. Ползуны 147 одними концами скреплены с кареткой 150, подвижно установленной на валу 136 и кинематически связанной с рычагом переключения передач (не показан), а вторые концы ползунов 147 выполнены клиновидными с вогнутыми

1191656

10 наклонными поверхностями, служащими для последовательного выключения управляемых обгонных муфт, начиная с обгонной муфты, действующей на высшей передаче, а вторые боковые поверхности ползунов 147 предназначены для удержания их в выключенном состоянии. Ведомое колесо

143 низшей передачи выполнено одновенечным и .снабжено неуправляемой роликовой обгонной муфтой 151, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 137. Ведомые колеса 141 и 139 выполнены двухвенечными и снабжены управляемыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 137, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с колесами 141 и 139, клиновые колодки !

52 и 153, продольные ряды которых, равномерно расположенные по окружности, взаимодействуют с соответствующим числом ползу нов 154, закрепленных с возможностью перемещения вдоль вала 137 ме.иду внутренними и наружными обоймами муфт и сопряженных одними боковыми поверхностями с продольными направляющими выступами 2S

155 вала 137. Управляемые обгонные муфты чередуются с установленными на валу 137 сепараторами 156, образующими совместно с валом 137 направляющие отверстия для ползунов 154 и ограничивающими перемещение клиновых колодок 152 и 153 в осевом ЗО направлении вала 137. Ползуны 154 одними концами скреплены с кареткой 157, подвижно установленной на валу 137 и кинематически связанной с рычагом переключения передач (не показан), а вторые концы ползунов 154 выполнены клиновидными с вогнутыми наклонными поверхностями, служа шими для последовательного выключения управляемых обгонных муфт, начиная с обгонной муфты, действующей на высшей передаче. Вторые боковые поверхности пол- 4О зунов 154 предназначены для удержания их в выключенном состоянии.

В шестом варианте конструктивной схемы (фиг. 43) коробка передач содержит корпус 158, в котором на подшипниках параллельно установлены ведущий 159 и ве- 45 домый 160 валы, на валах укреплены зубчатые колеса 161 — 165, последовательно зацепляющиеся одно с другим и образующие передачи прямого хода, расположенные на валах в порядке возрастания. Кроме того, на валах 159 и 160 с краю установлены, звездочки 166 и 167, постоянно связанные цепью 168 и образующие передачу заднего хода, причем ведущая звездочка 166 свободно установлена на валу !59 и выполнена как одно целое с одновенечным ведущим колесом 165 высшей передачи. Ведушее колесо 161 низшей передачи выполнено одновенечным и снабжено неуправляемой роликовой обгонной муфтой 169, внутренняя обойма которой жестко укреплена на валу 159. Двухвенечное ведущее колесо

163 и одновенечное ведущее колесо 165, выполненное как одно целое со звездочкой

166, снабжены управляемыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами с зксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 159, и наружными обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с зубчатыми колесами 163 и 165, клиновые колодки 170 и 171, продольные ряды которых, равномерно расположенные по окружности, взаимодействуют с соответствующим числом ползунов 172, закрепленных с возможностью перемещения вдоль вала 159 между внутренними и наружными обоймами и сопряженных одними боковыми поверхностями с продольными направляющими выступами 173 вала 159. Управляемые обгонные муфты чередуются с установленными на валу 159 сепараторами, образующими совместно с валом 159 направляющие отверстия для ползунов 172 и ограничивающими перемещение клиновых колодок 170 и 171 в осевом направлении вала 159, причем клиновые колодки 170 и 171 подпружинены в направлении заклинивания пружинами, размещенными.в углублениях, имеющихся на боковых поверхностях сепараторов пружины (не показаны). Ползуны 172 одними концами скреплены с кареткой 174, подвижно установленной на валу 159 и кинематически связанной с рычагом переключения передач (не показан), а вторые концы ползунов

172 выполнены клиновидными с вогнутыми наклонными поверхностями, служащими для последовательного выключения управляемых обгонных муфт, начиная с обгонной муфты, действующей на высшей передаче. Вторые боковые поверхности ползунов 172 предназначены для удержания их в выключенном состоянии. Ведомые колеса 164 и 162 выполнены двухвенечными и снабжены управляемыми обгонными муфтами, содержащими между внутренними обоймами с эксцентриковыми рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с валом 160, и наружны ми обоймами с цилиндрическими рабочими поверхностями, выполненными как одно целое с колесами 164 и 162, клиновые колодки

175 и 176, продольные ряды которых, равномерно расположенные по окружности, взаимодействуют с соо