Мотальный вал

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. МОТАЛЬНЫЙ ВАЛ, содержащий смонтированный на двух нодшипниках качения шпиндель с проточкой в межопорной части и упругим эле.ментом, контактирующим со шпинделем в межопорной части с изменяемым усилием прижима для регулирования его жесткости, отличающийся тем, что, с ue.ibio иовьииения надежности в работе, один из подшипников имеет средство для его ос.еBoio смешения, смонтированное на ншпнде.ю с возможностью взаимодействия с торцом внутреннего кольца подцп1Г}Н11ка, а упругий э,1емепт выполнеп в виде коаксиально смонтированной на ц|нинде.1е и контактируюпим с торцами внутренних колеп подшипников втулки, внутренняя новерхность которой соответствует поверхности проточки ninniiделя . 2. Вал по п. 1. отличающийся тем, что втулка выполнена из порпстого матерна.-ia, пропитанного смазкой для п()дпп(пникон. SS (Л -6 со оэ о со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1193090 д

B 65 Н 54/)4 D О1 Н 7 )6

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

)4

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3669973/28-12 (22) 05.12.83 (46) 23.11.85. Бюл. № 43 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт машин для производства синтетических волокон (72) М. С. Перетятько, Г. Г. Баскаков и В. Н. Саповец (53) 677.053.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 338571, кл. D 01 Н 7/06, 1971. (54) (57) 1. МОТАЛЬНЫЙ ВАЛ, содержащий смонтированный на двух подшипниках качения шпиндель с проточкой в межопорной части и упругим элементом, контактирующим со шпинделем в межопорной части с изменяемым 1(.-l33133(. ÷ прижима для рсгу.!Нрования его жесткости, от)ича!Ои иися тем, что, с целик) повышения Hliдежности в работе, один из подшипников имеет (. pe;3(TIIo;(ля его оссВ О! О С М С Н (С Н И Я, С )1 O H T I i P O B d H H O(. H ll И Н1 И Н Д (Х1 С с возможностью взаимодействия с торцом внутреннего кольца подшипника, а упругий элемент выполнен в виде коаксиально смоити 13ОВа Н1303! HH !1! 1 и нделе и конта кти ру!О1ц(. и с торцами внутренних колец ИО:цнипников, I3 Г3 ЛКИ, ВНСTP(. Í НЯЯ HOI3CPXHO(.Th KOTOPOII

СООТВРТСТВ ЕТ IIOI3(Р Х НОСТИ II POTO×I(È Нп(И ИДС. I Я.

2. Вал Ilo и. 1. от.!ичак)и1иис.! тем, что

Втулка IIhlHof!HHHа из И01)истого м!!теpHll,за, пропитан ногo смазкой для !ю.цнии пик(н(.

1193090

Составитель А. Попов

Техред И. Верес Корректор А. Т. Колб

Тираж 571 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор А. Сабо

Заказ 7223/23

Изобретение относится к области переработки нитевидных материалов, преимущественно, намотки, крутки, текстурирования синтетических нитей, и касается конструкции мотальных валов, т. е. фрикционных цилиндров, бобинодержателей, вьюрков и т. д

Цель изобретения — повышение надеж-. ности в работе за счет обеспечения регулирования жесткости .опорной части вала для исключения резойансных явлений и за счет эффективного гашения возникающих во время работы. вибраций.

На чертеже представлен мотальный вал, :продольный разрез.

Вал 1 посредством подшипников 2 качения смонтирован в корпусе 3, закрепленном в гнезде станины 4. На одном конце вала закреплен шкив 5, посредством которого валу сообщается вращение, а другой снабжен рабочим органом 6, которым в зависимости от назначения вала могут быть разжимная оправка, фрикционный цилиндр или набор дисков для крутки нити и т. д, Подшипники своими наружными кольцами зафиксированы между жестко закрепленной в корпусе втулкой 7 или буртиком на внутренней поверхности корпуса и гайкой крышкой 8. При этом между внешними кольцами подшипников установлена упругая втулка 9. Между внутренними кольцами подшипников установлена втулка 10, выполненная из упругого пористого материала, пропитанного жидкостью, в качестве которой целесообразнее всего использовать смазку для подшипников. Подшипники по внутренним кольцам зафиксированы между жестко закрепленной на валу втулкой 11 или буртиком и подвижной втулкой 12 и нажимными гайками 13. Участок вала между подшипниками имеет проточку, выполненную по плавной линии. Форма внутренней поверхности втулки, обхватывающей вал между подшипниками, соответствует форме проточки на валу. Предпочтительно проточку на валу выполнять в форме балки равного сопротивления изгибу. Наружная поверхность втулки 10 в средней части может быть снабжена герметизирующим покрытием 14. Таким же покрытием может снабжаться и втулка между наружными кольцами подшипников.

В процессе работы вал 1 приводится во вращение ремнем, обхватывающим шкив 3.

При этом приводится во вращение и рабочий орган 6, закрепленный на конце вала. В процессе вращения вала с рабочим органом возникают вибрации. Максимальная величина вибраций наблюдается в момент резонанса, т. е. в случае, когда частота вращения вала становится кратной частоте собственных колебаний вала. Подавление вибраций в процессе работы мотального вала обеспечивается взаимодействием втулки 10 с валом 1. При этом упругая втулка в процессе работы мотального вала одновременно выполн яет роль средства изменения частоты его собственных колебаний, средства гашения вибраций и средства принудительной подачи смазки к подшипникам. Изменение частоты собственных колебаний вала основано на изменении жесткости вала на участке между подшипниками. Поскольку вал на этом участке снабжен проточкой, его жесткость значительно снижена. Этот же участок вала обхвачен упругой втулкой, плотно примыкающей к его поверхности. Следовательно, жесткость данного учатка вала складывается из жесткости вала и. втулки. При этом по мере сжатия втулки суммарная жесткость участка вала между подшипниками увеличивается, а значит, изменяется и частота собственных колебаний системы. Необходимая жесткость вала на участке между подшипниками создается путем сжатия упругой втулки 10, что обеспечивается с помощью гайки 13. Усилие от гайки через втулку 12 и подшипник 2 прикладывается к торцу упругой втулки 10 и обеспечивает ее сжатие, так как другой торец этой втулки упирается в неподвижно установленный подшипник 2.

Усилие сжатия втулки, а значит, и жесткость вала между подшипниками выбирают такими чтобы частота собственных колебаний вала сама по себе являлась гасителем колебаний за счет высокого внутреннего трения в массе материала.

Одновременно внутренняя поверхность втулки в сжатом состоянии плотно прижата к поверхности вала, следовательно, энергия колебаний поглощается за счет трения между поверхностями втулки и вала. Выполнение втулки пористой и пропитанной смазкой для подшипников усиливает ее демпфирующий эффект за счет перетекания смазки между соседними порами в теле втулки. Возникающее в порах повышенное давление смазки вызывает вытекание ее через незагерметизированные участки внешней поверхности втулки и попадание на дорожки качения подшипников. Если в результате недостатка смазки подшипники нагреваются, повышается давление смазки в порах и она более интенсивно подается на дорожки качения. Таким образом, обеспечивается автоматическое пополнение смазки в подшипниках. Выпуклая внутрь форма втулки 10 гарантирует то, что при осевом сжатии она не будет выпучиваться наружу.