Устройство для предупреждения столкновения кораблей и обнаружения подводных камней и мелей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ne И94 „.

Класс 65 а

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ устройства для предупреждения столкновения кораблей и обнаружения подводных камней и мелей.

К патенту И. Ф. Мухартова, заявленному 27 ноября 1924 г. (заяв. свид. № 873).

0 выдаче патента опубликовано 30 апреля 192б года. Действие патента простирается на срок до 30 апреля 1941 года.

Предлагаемое изобретение имеет целью приспособление впереди парохода на расстоянии 100 — 150 метров, осве., щающее (ночью) путь корабля и привязанное к кораблю кабелем, по которому подается электрическая энергия для автоматического управления приспособлением, на котором имеются кнопки, нажимающиеся при столкновении с дру- i гим пароходом или с подводным камнем или мелью и замыкающие ток на, сигнальный электрический звонок, по- j мещаемый на корабле и своим звоном предупреждающий команду об опас- ности.

На фиг. 1 изображен продольный разрез моторной лодки и схема электрической проводки, на фиг. 2--привязной прибор с хвостовиком и прожектором,, на фиг. 3 †переключате рулевого ме- ханизма и схема проводки, и иа фиг. 4— продольный разрез прибора с прожектором.

Главная часть предлагаемого устрой- ства заключается в герметически закрытой со всех сторон моторной лодке, имеющей вид торпеды (фиг. 1), снабженной фонарем в носовой части и кнопкой перед фонарем, и в подвешенном к этой лодке на глубине 10 — 12 метров, посредством троса, фонаре, снабженном кнопками и направляющим рулем, удерживающим корпус этого фонаря в горизонтальном положении (фиг. 2 и 4).

Корпус упомянутой моторной лодки состоит из тонкостенного металлического цилиндра 8, в кормовой части которого приспособлены, посредством рамы 9, руль 70 н винт 77, получающий вращение от мотора 72. На выступающие из рамы концы руля насажены цепные колеса 73 и 74, соединенные цепями 75 и 7б с зубчатками 77 и 78, насаженными на валики 79 и 20, проходящие через стенки цилиндра 8. На валики 79 и 20 насажены внутри зубчатые кони. ческие колеса 27 и 22, которые могут входить в зацепление с коническими зубчатками 23 и 24, насаженными на валики 25 и 2б; последние могут в подшипниках, монтированных в перегородках 27 и 28 цилиндра, вращаться и в них же двигаться поступательно под воздействием электромагнитов 29 и 30, притягивающих насаженные на эти валики чугунные конические зубчатки 37 и 32; каждая из этих зубчаток, будучи притянута своим электромагнитом, войдет в зацепление с конической зубчаткой 33, наса>кенной на ( вал 34 мотора 72, преодолевая при l этом натяжение пружин 35 или 36, оттягивающих посредством вилок 37 и 38 валики 25 и 26 назад, если перестанут действовать электромагниты 29 и 30, причем, если при работе мотора дей-, ствовал только верхний электромагнит, то руль УО повернется в одну сторону, если же действовал нижний электро-: магнит, то руль повернется в другую сторону. Валики 25 и 26 оттягиваются пружинами посредством вилок 37 и 38, охватывающих шейки валиков, причем вилки эти соединечы шарнирно со, стенками цилиндра 8.

В носовой части лодки имеется фо- нарь (прожектор), состоящий из лампы накаливания 39, рефлектора 40 и стек>ишного колпака 47, охраняемого от внеш- них механических воздействий конической решеткой 42, в вершине которой, располагается кнопка 43. На тросе 44 подвешивается к лодке фонарь, изображенный на фиг. 4 и состоящий из корпуса 45, лампы накаливания 46,, рефлектора 47 и стеклянного колпака 48, защищенного конической решеткой 49,, также имеющей в вершине кнопку 50.

Этот фонарь направляет свой пучек света наклонно вниз при горизонтальном положении его корпуса, которое сохраняется во время движения корабля, благодаря направляющему рулю (хвосто- вику), состоящему из двух взаимноперпендикулярных поверхностей 57 и 52,, из коих одна вертикальна, а другая —, горизонтальна. К корпусу этого фонаря прикрепляется рамка 53, к нижнему брусу которой прикреплены кнопки 54, 55 и 56, соединенные соответственно рычагами 57, 58и 59, имеющими назна-, чение — передавать кнопками тот нажим, который получают эти рычаги при столкновении с другими кораблями, ле( дяными горами или подводными камнями.

Рычаги соединены с нижним брусом рамы 53 посредством шарниров. Назна- чение описаннных фонарей — освещать путь корабля и водное пространство на уровне дна корабля.

Описанной моторной лодке во время плавания корабля сообщается скорость, большая скорости корабля, для того, чтобы кабель, удерживающий лодку на определенном расстоянии, был все время натянут (фиг. 2). Источник тока (аккумуляторы) 60, коммутатор 67 для выключения одного или другого электромагнита (29 пли 30), выключатель 62 для включения (ночью) и для выключения (днем) лампы 39, электрический сигнальный звонок 63 и выключатель 64 для лампы 46 — все эти приспособления располагаются на корабле в помещении рулевого. В кабеле заложены провода:

У и 2, питающие мотор 72, причем провод 2 служит общим проводом для всех остальных электрических цепей, имеющих общий источник тока 60; провода 2, 65 и 3 питают электромагнит 29, провода 2, 66 и 4 — электромагнит 30, провода 2, 67 и 5 — лампу 39, провода 2 и 6 питают электрический звонок 63 при нажиме кнопки 50 и параллельно приключенных к этим проводам кнопок 43, 54, 55 и 56; провода

2 — 82 и 7 питают лампу 46. Переклю<ателем 67 служит стрелка рулевого механизма на корабле, изображенного схематически на фиг. 3, где цифрами 77 помечено рулевое колесо, 72 — вал колеса, 73— цепная зубчатка, 74 — цепь, посредством которой управляется рулевая паровая машина, и 75 и 76 — зубчатки, приво. дящие во вращение стрелку 67, конец которой движется по шкале 78, служащей для определения угла поворота колеса 77. Под стрелкой 67 помещаю гся медные дуги 79 и 80, с которыми она входит в контакт: с одной дугой при вращении рулевого колеса налево от нуля и с другой †п вращении направо, причем через стрелку 67 замыкается ток посредством провода 70 то на верхний электромагнит 29, то на нижний — 30, в зависимости от чего будет поворачиваться руль моторной лодки в сторону поворота руля корабля.

Таким образом, моторная лодка вместе с подвешенным к ней на тросе 44 фонарем автоматически будет следовать всем маневрам корабля, освещать путь и водное пространство на уровне дна корабля, предупреждать столкновения и обнаруживать подводные камни и мели.

Кабель 68 (фиг. 2), состоящий из описанных выше проводов, вводится в помещение рулевого посредством прикрепленной к носовой части корабля 87 трубы 69, удерживающей кабель на уровне затер-линии.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТА.

Устройство для предупреждения столкновения кораблей и обнаружения подводных камней и мелей, характеризуюгцееся совокупным применением: а) идугцей впереди корабля, привязной на тросе моторной лодки с прожектором 40, 39 (фиг. 1), сигнальным контактом 43 и с механизмом внутри лодки, состоящим из мотора 72, передающего движение гребному винту 77 и шестерням 27 — 24, 37 — 33. поворачивающим руль в ту или другую сторону

1 ! через гибкие передачи 73 — 78, из ка ковых шестерен шестерни 37 и 32, пе ремегцаемые вдоль своих осей электромагнитами 29, 30, с целью сообщения рулю должного направления поворота, сцепляются та или другая, с вращаемой мотором 72 шестерней 33, причем все рабочие органы лодки связаны с кораблем электрическими проводами по схеме фиг. 1 и 3, и б) привязного тросом 44 (фиг. 2) прибора (фиг. 4) с хвостовиком 57, 52, несущего про жектор 4б, 47 и сигнальные контакты 50, 54, 55 и 5б.