Способ соединения деталей типа вал-втулка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА путем запрессовки одной детали в другую, при котором сопрягаемую поверхность одной из деталей соединения выполняют криволинейной , отличающий С я тем, что, с целью повьшения стойкости соединения сопрягаемзто поверхность детали типа вал выполняют с соотношением наибольшего и наименьшего диаметров , определяемым выражением dg d, t (d,-dg).

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3613159/25-27 (гг) о1.о7.83 (46) 30.11.85,Бюл. В 44 (71) Московский автомобильный завод им.И.А.Лихачева (72):А.Г.Овчинников, В.Д.Кальнер и А.А.Симбирский (53) 658.515(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

N9 449798, кл. В 23 P 11/02, 1973. (54)(57) 1. СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ

ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА путем запрессовки одной детали в другую, при котором сопрягаемую поверхность опной из деталей соединения выполняют криволинейной, отличающийся тем, что, с целью повышения стойкости соединения сопрягаемую поверхность детали типа вал выполняют с соотноше„„SU„„1194637 A

rSO4 В 23 Р 11/02 нием наибольшего и наименьшего диаметров, определяемым выражением

d = а, + (d„-d ) ° (О,1 — О,з), где Й вЂ” наименьший диаметр вала;

Й вЂ” наибольший диаметр вала; д — внутренний диаметр втулки, при этом перед запрессовкой на концевые участки одной из деталей соединения длиной М = (0,1 — 0,3) Н где Н вЂ” длина соединения, наносят антифрикционное покрытие, а на оставшуюся центральную часть — фрикционное покрытие.

2. Способ по п.1, о т л и ч аю шийся тем, что в качестве антифрикционного покрытия используют дисульфид молибдена, а в качестве фрикционного — металлический крокус.

1 11

Изобретение относится к механосборочным работам и может быть использовано при образовании соединений типа вал-втулка, например при изготовлении сборных матриц для холодной объемной штамповки.

Известен способ соединения деталей типа вал-втулка путем запрессовки одной детали в другую, при котором сопрягаемую поверхность одной из деталей соединения выполняют криволинейной (1j .

Однако известный способ соединения не обеспечивает равномерного распределения окружных напряжений в охватываемой детали типа вала. Неравномерное распределение окружных напряжений в укаэанной детали снижает стойкость соединения.

Целью изобретения является повышение стойкости соединения.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу соединения деталей типа. вал-втулка путем эапрессовки одной детали в другую, при котором сопрягаемую поверхность одной из деталей соединения выполняют криволинейной, сопрягаемую по- верхность детали типа вала выполняют вогнутой с соотношением наибольшего и наименьшего диаметров, определяемым выражением с1 = Й, + (dÄ- d) (0,1 -0,3), где d — наименьший диаметр вала;

Й вЂ” наибольший диаметр вала;

d -внутренний диаметр втулки, при этом перед запрессовкой на концевые участки одной из деталей соединения длиной 1 = (0,1 — 0,3) Н где и — длина соединения, наносят антифрикционное покрытие, а на оставшуюся центральную часть наносят фрикционное покрытие.

В качестве антифрикционного покрытия используют дисульфид молибдена а в качестве фрикционного — металлический крокус °

На фиг. 1 показана охватываемая деталь соединения; на фиг.2 — охватывающая деталь соединения.

Способ осуществляют следующим . образом.

Наружную поверхность охватываемой детали соединения выполняют вогнутой с соотношением наибольшего и наимень94637 шего диаметров, определяемым выражением д = с1„+(й -d ) (0,1 — 0,3), где d — наименьший диаметр охва5 тываемой детали типа вала;

d — наибольший диаметр охватыг ваемой детали типа вала; о

d — внутренний диаметр охваты10 вающей детали типа втулки.

Затем на концевые участки сопрягаемой поверхности одной из деталей соединения длиной К =(0,1 — 0,3)Н, наносят антифрикционное покрытие, 15 например дисульфид молибдена, а на оставшуюся часть — металлический крокус, после чего одну деталь запрессовывают в другую. Антифрикционное покрытие наносят для создания у торца соединения напряженного сос20 тояния, близко к плоско-деформированному. При этом распределение окружных напряжений в охватываемой детали . становится более равномерным.

Применение антифрикционных покрытий при сборке соединения может привести к его распрессовке. Для устранения этого эффекта на центральную часть сопрягаемой поверхности наносят фрикционное покрытие.

Пример. По предложенному способу изготовили соединение двух деталей. Охватывающую деталь выполняли из стали 4Х5МФС (HRC50 — 52),с на-.— ружным диаметром 140 мм, сопрягаемым

35 диаметром 60 мм, высотой 120 мм. Охватываемую деталь выполняли из стали Р6М5 (HRC61 — 63) с наружным диаметром .у торца 60,40 + 0,02 мм, а в центральной части с наружным диамет40 ром 60,3 + 0,02 мм. При этом натяг соединения составляет 0,3 мм. На концевые участки длиной 30 мм наружной поверхности охватываемой детали типа вала наносили антифрикционное покры45 тие — дисульфид молибдена,а на оставшуюся часть — металлический крокус..

Затем эапрессовывали одну деталь в другую усилием 0,8 МН.

Окружные напряжения возникающие

Ф

5р в соединении, изготовленном по предложенному способу, практически постоянны по всей длине.

Стойкость соединений, изготовленных по предложенному способу выше т

30-507. по сравнению с базовым объек;том.

И 94637

Составитель Н Тимофеева

Р.да-ор М.Циткина Техред М.Гергель Корректор Л.Пилипенко

Заказ 7358/18 Тираж !085 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4