Клапан шаровой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

1. КЛАПАН ШАРОВОЙ,- в цилиндрической полости корпуса которого, сообщенной с входной и выходной магистралями , размещен запорный орган в виде щара, перекрывающего входную магистраль , а в корпусе выполнено отверстие, сообщающее цилиндрическую полость над запорным органом с управляющим каналом, связанным через трехходовой кран с входной магистралью и сливным каналом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, в корпусе сооспо входной магистрали установлена эластичная диафрагма с центральным отверстием, образующая с niapoM запорную пару, разобщающую в закрытом положении клапана входную магистраль и цилиндрическую полость . 2. Клапан по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен переключателем с двумя связанными между собой штоками запорными органами, обращенными уплотнительными кромками навстречу друг другу и попеременно сообщающими входное отверстие, расположенное между седлами запорных органов, с боковыми отверстиями, причем входное отверстие распределительного уст- § ройства сообщено со сливным каналом, а боковые - с атмосферой и выходной ма- ГЛ гистралью соответственно. СО сд оо

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1195108 A

uu4 F 16 К31 12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ВСГХМЭИАЯ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ И,",.,13

ИБЛНОТЕИ А

g b

Чиг,"

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3674832/25-08 (22) 20.12.83 (46) 30.11.85. Бюл. № 44 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной механики им. М. М. Федорова (72) В. И. Дегтярев и А. В. Ткаченко (53) 621.646 (088.8) (56) Патент Германии № 267106, кл. 43 g 13, 1913.

Гуревич Д. Ф. Трубопроводная арматура.— M.: Машиностроение, 1975, с. 91. (54) (57) 1. КЛАПАН ШАРОВОЙ, в цилиндрической полости корпуса которого, сообщенной с входной и выходной магистралями, размещен запорный орган в виде шара, перекрывающего входную магистраль, а в корпусе выполнено отверстие, сообщающее цилиндрическую полость над запорным органом с управляющим каналом, связанным через трехходовой кран с входной магистралью и сливным каналом, отilè÷àþùèéñÿ тем, Iòо, с целью повышения надежности работы, в корпусе соосно входной магистрали установлена эластичная диафрагма с центральным отверстием, образующая с шаром запорную пару, разобщающую в закрытом положении клапана входную магистраль и цилиндрическую полость.

2. Клапан по и. 1, отличающийся тем, что он снабжен переключателем с двумя связанными между собой штоками запорными органами, обращенными уплотнитсльными кромками навстречу друг другу и попеременно сообщающими входное отверстие, расположенное между седлами запорных органов, с боковыми отверстиями, причем входное отверстие распределительного устройства сообщено со сливным каналом, а боковые — с атмосферой и выходной магистралью соответственно.

1 195108 щсг 2

ВНИИПИ Заказ 740 41 Тираж 897 Подписное

Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено в качестве з а порного устройства на трубопроводах, транспортирующих жидкие или газообразные нейтральные среды.

Целью изобретения является повышение надежности работы за счет устранения натяжения рабочей среды в полость над шаром в начальный момент открытия и устранения влияния повышения давления в выходной магистрали при открытом клапане на повышение давления над шаром, которое способствует самопроизвольному закрытию клапана.

На фиг. изображен клапан в положении «Закрыто», общий вид; на фиг. 2 — то же, в положении «Открыто».

В корпусе 1 клапана выполнена цилиндрическая полость 2, которая сообщена с входной 3 и выходной 4 магистралями.

В полости 2 размещен запорный орган в виде шара 5 с эластичной наружной поверхностью, перекрывающий выходную магистраль 4. В корпусе выполнено отверстие

6,сообщающее полость 2 над шаром с управляющим каналом 7 через трехходовой кран 8 с входной магистралью 3 и сливным каналом 9. В корпусе соосно входной магистрали установлена эластичная диафрагма

10 с центральным отверстием 11, образующая с шаром 5 запорную пару, разобщающую входную магистраль и полость 2.

В полости 2 между отверстием 6 и шаром

5 установлена перегородка 12 с осевым каналом !3. В канале 13 подвижно установлен дросселирующий элемент 14, выполненный в виде усеченного конуса с буртами на торцах, удерживающими его в канале. Дросселирующий элемент обращен своим большим основанием в сторону шара 5. На перегородке также соосно каналу 13 выполнен кольцевой выступ 15, обращенный в сторону шара и образующий с ним в открытом положении дополнительную запорную пару. Шаровой клапан также может быть снабжен переключателем 16, содержащим два нагруженных пружиной запорных органа 17 и 18, связанных между собой штоком 19. Запорные органы 17 и 18 обращены уплотнительными кромками навстречу друг другу и попеременно взаимодействуют с соответствующими седлами 20 и 21, сообщая расположенное между седлами входное отверстие 22 с одним из боковых отверстий 23 и 24. Причем входное отверстие

22 сообщено со сливным каналом 9, одно из боковых отверстий — с атмосферой, а другое — с выходной магистралью.

Клапан работает следующим образом.

В положении «Закрыто» полость 2 над шаром 5 сообщена краном 8 с входной магистралью, давлением рабочей среды шар

5 прижимается к корпусу и перекрывает выходную магистраль.

Открытие клапана осуществляется соединением полости над шаром 5 через кран

8 со сливным каналом 9. При этом, благодаря диафрагме 10, образующей с шаром запорную пару, разобщающую входную магистраль и полость 9, давление над шаром

5 резко падает и под действием усилия, обусловленного возникшим перепадом давлений, шар поднимается, открывая выходную магистраль. Под действием подъемной силы шар перемещается в верхнюю часть корпуса, поднимает дросселирующий элемент и затем прижимается к торцовой поверхности кольцевого выступа 15.

В результате того, что при подъеме дросселирующий элемент прикрывает осевой канал 13, расход из полости над шаром

> меньшается, а давление увеличивается, образуя амортизационную подушку, смягчающую удар шара о выступ 15. Этим предотвращается быстрый износ поверхности шара и увеличивается долговечность клапана.

При открытии клапана давление в выходной магистрали повышается и под его действием запорные органы переключателя 16 перемещаются против действия усилия нагру35 .жаюгцеи их пружины, разобщают сливной канал от выходной магистрали и сообщают его с атмосферой. Этим исключается возможность самопроизвольного закрытия клапана, так как в течение всего времени на

40 uiap будет действовать усилие, обусловленное максимальным перепадом давлений, а наличие дополнительной запорной пары, образова иной в открытом положении клапана кольцевым выступом !5 и шаром, предотвращает непроизводительные утечки

45 рабочей среды в атмосферу.