Клапан для защиты от гидравлических ударов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
КЛАПАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ, включающий корпус с подводящим и сливным патрубками , в котором установлен запорный орган, соединенный с рычажно-грузовым ме .ханизмом, и сообщенную с - полостью корпуса демпфирующую камеру, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности путем сокращения непроизводительного сброса жидкости, демпфирующая камера выполнена в виде двух сообщенных друг с другом проточных емкостей, одна из которых закреплена на корпусе, а другая - на рычажно-грузовом механизме. ш (Л со СП со
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
««» « «
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3758237/25-06 (22) 21.06.84 (46) 30.11.85. Бюл. № 44 (71) Донецкий политехнический институт (72) В. М. Оверко, В. П. Овсянникбв, Г. Г. Голдынский и А. А. Эмирбеков (53) 621.643 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 589492, кл. F 16 К 47/02, 1976.
Авторское свидетельство СССР № 503082, кл. F 16 К 47/02, 1973.
„„80„„1195119 А 5ц 4 F 16 1 55/02, F 16 К 47/02 (54) (57) КЛАПАН ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ
ГИДРАВЛИЧЕСКИХ УДАРОВ, включающий корпус с подводящим и сливным патрубками, в котором установлен запорный орган, соединенный с рычажно-грузовым механизмом, и сообщенную с, полостью корпуса демпфирующую камеру, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности путем сокращения непроизводительного сброса жидкости, демпфирующая камера выполнена в виде двух сообщенных друг с другом проточных емкостей, одна из которых закреплена на корпусе, а другая — на рычажно-грузовом механизме.
Il
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности, тепловодоснабжении и канализации.
Целью изобретения является повышение эффективности гашения гидроударов путем сокращения непроизводительного сброса жидкости.
На чертеже представлен клапан для защиты от гидравлических ударов.
Клапан содержит корпус 1 с подводящим 2 и сливным патрубком 3. Внутри корпуса I выполнено седло 4, на которое опирается запорный орган, состоящий из тарели 5, закрепленной на штоке 6. Шток 6 шарнирно соединен с рычажно-грузовым механизмом, выполненным в виде рычага 7 и скрепленного с ним груза 8. С внутренней полостью корпуса I сообщена посредством трубопровода 9 емкость 10, которая закреплена на наружной части корпуса 1 и имеет патрубок 11 для слива жидкости.
Заодно с грузом 8 выполнена емкость !2, имеющая в своей нижней части отверстие
13. Клапан подсоединен к защищаемому трубопроводу !" подводящим патрубком 2.
В исходном положении емкости 10 и 12 не заполнены жидкостью.
Клапан работает следующим образом.
При стационарном режиме работы защищаемого трубопровода 14 тарель 5 прижата к седлу 4 под действием силы от груза 8 (емкости 12), которая передается рычагом 7 через шток 6. Соотношения геометрических параметров клапана и массы груза 8 подобраны таким образом, что при закрытом клапане обеспечивается необходи95119 мое уплотняющее усилие для данного рабочего давления в защищаемом трубопроводе 14.
В том случае, когда повышение давления при гидроударе достигает такой величи5 ны, что сила от него на тарель 5 снизу превышает силу от груза 8, система тарель
5 — шток 6 — рычаг 7 — груз 8 перемещается и подводящий патрубок 2 сообщается со сливным патрубком 3, происходит слив жидкости и гашение гидравлического удара.
При этом заполняется внутренняя полость корпуса и жидкость по трубопроводу 9 попадает в емкость IO и через патрубок 11 наполняет емкость 12. Это приводит к увеличению массы груза 8 и силы, направленной на закрытие проходного сечения патрубка 2 тарелью 5. Когда эта сила превысит силу от давления жидкости на полную площадь тарели 5 запорного органа, она начнет перемещаться вниз и перекроет седло, слив
20 прекратится. Время выдержки клапана в открытом состоянии и скорость закрытия определяются объемом емкости 12 груза
8, сопротивлениями патрубка 11 и отверстия 13.
После опорожнения емкости 12 груза 8 через отверстие 13 клапан вновь готов для срабатывания при гидроударе.
Емкость 10 необходима для обеспечения безусловного закрытия клапана, чтобы та30 рель 5 запорного органа не остановилась в промежуточном равновесном состоянии, когда количество воды, натекающее в емкость 12, равно количеству вытекающей из нее воды.
Редактор М. Товтин
Заказ 7402/42
Составитель В. Халецкий
Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4