Устройство для установки и контроля постоянства рабочего тока в компенсаторах переменного тока

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 119610

Класс 21е, 32

СССР

1 «> «110 Egp

ОПИСАНИЕ ИЗОБР

С Н. Строкач и А. М Лесова

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ И КОНТРОЛЯ

ПОСТОЯНСТВА РАБОЧЕГО ТОКА В KOMHEHCATOPAX

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Заявлено 7 августа 1958 г. за г«1> 605669/24 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений» И 9 за 1959 г.

Известны устройства для установки и контроля постоянства рабочего тока в компенсаторах переменного тока, в которых применено подогревное термосопротивление, нагреватель которого включен в цепь рабочего тока компенсатора, а падение напряжения постоянного тока на термосопротивлении используется для сравнения с образцовым напряжением постоянного тока, например с нормальным элементом. Однако задача разработки и построения автоматического компенсатора переменного тока до сих пор не получила удовлетворительного решения.

Предлагаемое устройство отличается тем, что, с целью автоматического поддержания рабочего тока, в компенсаторе применена схема электрического моста переменного тока, в качестве двух плеч которого служат два термосопротивления. Нагреватели этих термосопротивлений включены один — B цепь рабочего тока компенсатора, а другой — в цепь эталонного источника постоянного тока. На выходе моста включен реверсивный электрический двигатель, ось которого связана с движком регулятора рабочего тока компенсатора. Такое устройство позволяет автоматически поддерживать заданное значение рабочего тока в компенсаторе.

На чертеже изображена принципиальная схема описываемого компенсатора.

Как видно из схемы, обмотки 1 и 2 трансформатора вместе с элементами Рн L ) и Rg, Lg образуют два индуктивных моста. Элементы этих мостов подобраны так, что напряжения, снимаемые с диагоналей, сдвигаются на 90 относительно напряжений»a обмотках 3 и 4.

Мост, образованный обмоткой 1 и элементами L и R, питает ðåîУ. П ание реохорда Х осуществляется от обмотки 8. Таким образом, токи, протекающие по реохордам Х и У, сдвинуты друг относитель. но друга на 90 . № 119610

Мост, образованный обмоткой 2 и элементами I и Рг, питает катушку возбуждения ферродинамического гальванометра Ф), Обмотка 4 создает возбуждение гальванометра ФГ . Очевидно, что магнитные потоки

Ф,. и Ф у этих гальванометров также сдвинуты на 90 относительно друг друга и совпадают по фазе, соответственно, с токами I,. и I,, реохордов

Хи У.

Измеряемое комплексное напряжение U; подается через соединенные последовательно рамки гальванометров на реохорды Х и У.

В результате взаимодействия потоков Ф,. и Ф и составляющих I„„. и I „тока I;, обусловленного измеряемым напряжением U;, рамки гальванометров повернутся на некоторые углы, пропорциональные, соответственно, разностям составляющих У„и U у компенсирующих напряжений, подаваемых с реохордов.

Индуктируемые в рамках э.д.с., пропорциональные этим разностям, поступают на два идентичных канала, представляющих собой фазочувствительные усилители, в качестве нагрузки которых использованы реверсивные двигатели РД,. и РД . Роторы э тих двигателей через соответствующие механизмы связаны с движками Дх и Д,„скользящими цо реохордам Х и У.

Наличие на входах усилителей напряжений вызывает перемещение движков по реохордам до тех пор, пока напряжения на входах не будут сведены к нулю. Это будет иметь место при равенстве составляющих измеряемого вектора U; и соответствующих компенсирующих напряжений, снимаемых с реохордов, т. е. в момент компенсации.

Отсчет величин U,. и U в момент компенсации производится по положению указателей, связанных с движками Д, и Д, на калиброванных реохордах Х и У.

Для возможности регистрации результатов измерений схема компенсатора предусматривает непрерывную запись составляющих измеряемого вектора. Запись осуществляется с помощью двух пишущих устройств, связанных с движками реохордов. Пишущие устройства фиксируют изменение во времени составляющих вектора на специальной диаграммной бумаге. Бумага протягивается лентопротяжным механизмом, приводимым в движение с помощью синхронного двигателя СД.

Четырехплечий мост, два плеча которого образованы образцовыми равными сопротивлениями Р и R4, а два других термосопротивлениями ТП и ТП2, питается от общего трансформатора.

Термосопротивлецие ТП, подогревается переменным током, проходящим по первичной обмотке трансформатора и регулируемому сопротивлению РС „,, по которому перемещается движок Д„

Термосопротивление TII> подогревается постоянным током от вспомогательной батареи Б, в цепи которой находится регулируемое сопротивление РС„, с движком Д„,.

Индикаторная диагональ моста через контакты К Р> и К Р реле

Р> подключается к фазочувствительному усилителю РТ, нагрузкой которого служит реверсивный двигатель РД „, . Двигатель РД,„,, перемещая посредством шкивов 5 и б движок Д,„, автоматически приводит мост в равновесное положение, что будет иметь место при равенстве действующих значений токов, подогревающих термосопротивления ТП и ТП .

Таким образом, величина тока, протекающего через первичную обмотку трансформатора, и пропорциональная ей величина рабочего тока реохордов непрерывно автоматически приравнивается к величине постоянного тока, подогревающего термосопротивление ТП за счет вспомогательной батареи Б, напряжение которой за некоторый промежуток времени принимается неизменным. № 119610

Для компенсации возможного изменения напряжения батареи схема компенсатора предусматривает периодическое сравнение напряжения этой батареи с нормальным элементом.

Установка напряжения батареи осуществляется автоматически с помощью того же двигателя РДр в течение тех отрезков времени, когда контакты К замыкаются с помощью кулачкового механизма КМ, а ведущий шкив 5 сцепляется с движком Д„, установки напряжения рабочей батареи.

В эти промежутки времени на вход сервоусилителя через контакты

К Р и К Р и вибропреобразователь ВП подается разность между напряжением батареи Б и э.д.с. нормального элемента. После установки напряжения батареи система вновь автоматически переключается на регулировку рабочего тока.

Предмет изобретения

Устройство для установки и контроля постоянства рабочего тока в компенсаторах переменного тока, в которых применено подогревное термосопротивление, нагреватель которого включен в цепь рабочего тока компенсатора, а падение напряжения постоянного тока »а термосопротивлении используется для сравнения с образцовым напряжением постоянного тока, например с нормальным элементом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью автоматического поддержания заданного значения рабочего тока, в компенсаторе применена схема электрического моста переменного тока, в качестве двух плеч которого служат два одинаковых термосопротивления, нагреватели которых включены один — в цепь рабочего тока компенсатора, а другой — в цепь эталонного источника постоянного тока, напряжение которого контролируется нормальным элементом, а на выходе моста включен реверсивный электрический двигатель, ось которого связана с движком регулятора рабочего тока компенсатора

Комитет по делам изобретний и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Л. А. Блатова 1р. 95

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,34 п. л. Зак. 4102

Подп. к печ. 24.IX-59 г.

Тираж 950 Цена 50 коп.