Устройство для импульсного регулирования тока возбуждения тягового двигателя транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУВДЕНИЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА , содержащее главный и вспомогательный тиристоры, коммутирзпощий конденсатор, дроссель и резисторы, один из которых включен в цепь питанИя тягового двигателя последовательно с обмоткой возбуждения, отличающееся тем, что, с целью повьш1ения надежности, оно снабжено дополнительными главным и вспомогательным тиристорами, включенными последовательно и согласно с указанными главным и вспомогательным тиристорами соответственно и шунтированными другим резистором, при этом аноды главного и вспомогательного тиристоров соединены через дроссель с выводом обмотки возбуждения , катоды вспомогательных тиристоров - с выводом первого резистора, а точки соединения главного и вспоi могательного тиристоров с соответkn ствующими дополнительными тиристорами подключены к обкладкам коммутирующего конденсатора, одна из которых подключена к другим выводам обмотки возбуждения и первого резистора . о ч| 00 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„ I 197881 g 4 В 60 ? 15/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3661256/24-11 (22) 10. 11. 83 (46) 15. 12. 85. Бюл. У 46 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт вагоностроения (72) И.А. Рюмин, Я.И. Гаврилов и В.А. Мнацаканов (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Ефремов И.С., Косарев Г.В. Теория и расчет электрооборудования подвижного состава городского электрического транспорта. М.: Высшая школа, 1976, с. 398-407, рис. XXV111 4. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее главный и вспомогательный тиристоры, коммутирующий конденсатор, дроссель и резисторы, один из которых включен в цепь питания тягового двигателя последовательно с обмоткой возбуждения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, .с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительными главным и вспомогательным тиристорами, включенными последовательно и согласно с указанными главным и вспомогательным тиристорами соответственно и шунтированными другим резистором, при этом аноды главного и вспомога- . тельного тиристоров соединены через дроссель с выводом обмотки возбуждения, катоды вспомогательных тиристоров — с выводом первого резистора, а точки соединения главного и вспомогательного тиристоров с соответствующими дополнительными тиристорами подключены к обкладкам коммутирующего конденсатора, одна из которых подключена к другим выводам обмотки возбуждения и первого резистора.
1197881
Изобретение относится к транспо1ту, в частности к устройствам для импульсного регулирования тока возбуждения тяговых двигателей постоянного тока.
Цель изобретения — повышение надежности.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства, на фиг. 2 — принципиальная схема угла подзаряда коммутирующего конденсатора устройства на фиг. 3временные диаграммы токов и напряжения в элементах устройства.
Устройство (фиг. 1) состоит из ти-, ристорного регулятора 1, шунтированного резистором 2 и включенным последовательно с дросселем 3 и обмоткой 4 якоря тягового двигателя в цепь источника 5 питания, например, контактной сетью. Тиристорный регулятор 1 выполнен по мостовой схеме, в диагональ которого включен коммутирующий конденсатор 6, а плечами являются тиристоры 7-10. К конденсатору 6 подключен узел 11 подзаряда.
Обмотка 12 возбуждения двигателя включена последовательно с другим резистором 13, цепь которых соединена с одним из полосов источника
5 питания и общей точкой обмотки
4 якоря и дросселя 3. Общая точка обмотки 12 и резистора 13 соедине.на с одной из обкладок конденсатора 6.
Узел 11 подзаряда конденсатора 6 (фиг. 2) представляет собой делитель из резисторов 14 и 15, соединенных с источником 5 питания, к одному из которых диодом 16 подключен коммутирующий конденсатор 6.
На временных диаграммах (фиг. 3) представлены кривые А и $ напряжения на тиристорах 7 и 8 (фиг. 1).
Кривые о и — составляющие тока обмотки 4 якоря, протекающие по нему . при включении укаэанных тиристоров, и кривая Я вЂ” результирующий ток обмотки 4 якоря °
Устройство работает следующим образом.
Регулирование ослабления поля осуществляют путем поочередного
10 7 и 9 параллельно обмотке 12 возбуждения подключается дроссель 3, 45
40 включения (фиг. 1) тиристоров 8, 10! и 7, 9, запирание которых обеспечи-. вается соответствующим перезарядом коммутирующего конденсатора 6. Увеличивая длительность включенного состояния тиристора 7, уменьшают ослабление поля электродвигателей до минимального значения. В процессе регу лирования при отпирании тиристоров.при этом активное сопротивление цени двигателя уменьшается, что вызывает увеличение тока обмотки
4 якоря. В момент перезаряда коммутирующего конденсатора 6 тиристоры 8 и 10 запираются и в цепь электродвигаФелей вводится резистор 13, при этом активное сопротивление цепи электродвигателей увеличивается, что приводит к снижению тока обмотки 4 якоря. При отпирании тиристоров 8 активное сопротивление цепи электродвигателей уменьшается, что приводит к увеличению тока обмот ки 4 якоря. B момент перезаряда коммутирующего конденсатора 6 тиристоры 7 и 9 запираются, и параллельно обмотке 12 возбуждения подклочается цепь из последовательно соединенных дросселя 3 и резистора 2.
Сопротивление резистора 2 много больше сопротивления обмотки 12 возбуждения, поэтому активное сопротивление цепи электродвигателей воэрас тает, что приводит к уменьшению тока обмотки 4 якоря. Поскольку про" цессы отпирания и запирания тиристоров 7, 9 и 8, 10 происходят практически одновременно, эти процессы накладываются друг на друга и компенсируются, как показано на диаграмме (фиг. 3).
Таким образом, в процессе регулирования ослабления поля при коммутации тиристоров 7, 9 и 8, 10 в цепи электродвигателя возникают два процесса изменения тока якоря, взаимно компенсирующие друг друга во всем диапазоне регулирования, что снижает пульсации тока якоря по сравнению с прототипом и исключает устройство для его сглаживания.
1197881
1197881
Составитель Н.Лысяков
Техред А.Бойко КорректоР Л.Пилипенко
Редактор С.Лисина
Тираж 649 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7664/16
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4