Снегоход
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. СНЕГОХОД, содержащий раму с управляемыми лыжами, на которой установлен силовой привод, движитель, состоящий из охватывающих направляющие и ведущие колеса тяговых цепей с гибкой лентой и прикрепленными к цепи поперечными траками, и опорные полозья с загнутыми концами, прикрепленные к раме и взаимодействующие с внутренними поверхностями гибкой ленты, отличающийся тем, что, с целью повыщения ходовых качеств. надежности и экономичности, он снабжен закрепленными на ленте в зоне взаимодействия с опорными полозьями накладками, выполненными из материала с низкой теплопроводностью , средние опорные полозья установлены с зазором между их опорной поверхностью и лентой, выполненной в зоне этих полозьев с отверстиями, а крайние полозья выполнены в сечении Z-образной формы, причем нижняя полка каждого крайнего полоза жестко закреплена к раме на уровне торцов траков, а верхняя полка установлена с возможностью взаимодействия с гибкой лентой через упомянутые накладки. 2.Снегоход по п. 1, отличающийся тем, что Z-образные полозья выполнены из алюминиевого сплава. 3.Снегоход по п. 1, отличающийся тем, что ведущие колеса выполнены с выемками (Л для взаимодействия с траками. со :о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5и4 В 62 М 27/02
ЗСРсОВ3Би
l3 ., ;
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
17 I г
Риа!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3766828/27-11 (22) 14.05.84 (46) 15.12.85. Бюл. № 46 (72) В. А. Мошнин и Н. А. Ковалев (53) 629.11.012.8 (088.8) (56) Патент США № 3750775, кл. 180 — 5, 1973.
Патент США № 2339886, кл. 180 — 5, 1944. (54) (57) 1. СНЕГОХОД, содержащий раму с управляемыми лыжами, на которой установлен силовой привод, движитель, состоящий из охватывающих направляющие и ведущие колеса тяговых цепей с гибкой лентой и прикрепленными к цепи поперечными траками, и опорные полозья с загнутыми концами, прикрепленные к раме и взаимодействующие с внутренними поверхностями гибкой ленты, отличающийся тем, что, с целью повышения ходовых качеств, ÄÄSUÄÄ 1197917 A надежности и экономичности, он снабжен закрепленными на ленте в зоне взаимодействия с опорными полозьями накладками, выполненными из материала с низкой теплопроводностью, средние опорные полозья установлены с зазором между их опорной поверхностью и лентой, выполненной в зоне этих полозьев с отверстиями, а крайние полозья выполнены в сечении Z-образной формы, причем нижняя полка каждого крайнего полоза жестко закреплена к раме на уровне торцов траков, а верхняя полка установлена с возможностью взаимодействия с гибкой лентой через упомянутые накладки.
2. Снегоход по п. 1, отличающийся тем, что Z-образные полозья выполнены из алюминиевого сплава.
3. Снегоход по п. 1, отличающийся тем, Q что ведущие колеса выполнены с выемками для взаимодействия с траками.
1197917
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к снегоходным транспортным средствам.
Цель изобретения — повышение ходовых качеств, надежности и экономичности.
На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый снегоход, вид сбоку; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — вид
Б на фиг. 2; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 2.
Снегоход содержит раму 1 с прикрепленными к ней полозьями 2, тяговые пластинчатые цепи 3, закрепленные на них траки
4, ленту 5, ведущий вал 6 со звездочками 7, управляющие лыжи 8, силовой привод 9, руль 10, сидение 11, ведомый вал 12 со звездочками 13. На ведущих и ведомых звездочках в местах удаленных зубьев выполнены выемки 14. На траках 4 установлены накладки 15 из материала с низкой теплопроводностью. С помощью крепежных элементов 16 (винт, гайка, шайба) траки
4 крепятся к цепям 3. Между полозьями
2 и параллельно им установлен по крайней мере один средний полоз 17, с которым контактируют средние накладки 18, установленные на траках 4 аналогично накладкам 15 в окнах 19 ленты 5. Крайние полозья
2 выполнены из Z-образного профиля, что обеспечивает достаточную жесткость и ограничивает боковые перемещения траков 4, исключая сход цепей 3 со звездочек 7 и 13.
Работоспособность тяговых цепей 3 как силовых элементов возможна в широком интервале температур. Функции гибкой ленты 5 сводятся к тому, чтобы закрыть промежутки между траками, обеспечивая требуемую площадь опоры, и связать их дополнительно. Толщина ленты в зависимости от применяемого материала может быть выполнена до 1 — 2 мм. Концы полозьев
2 и 17 отогнуты вверх и образуют с траками 4 клин для входа снега в зону трения (не показано). Окна 19 в ленте 5 способствуют попаданию снега в зоне трения между средними полозьями 17 и накладками 18.
Снегоход работает следующим о6разом.
Крутящий момент с вала 6 от силового привода 9 посредством ведущих звездочек 7 передается на гусеницу, включающую тяговые цепи 3, траки 4 с накладками 15 и
18 и ленту 5. При этом траки 4 опираются своими накладками 15 на крайние полозья
2 и скользят по ним, не касаясь накладками 18 средних полозьев 17 (зазор В показан на фиг. 4).
Накладки 15 скользят по полозьям 2 и вследствие того, что в начале движения трения между накладками 15 и полозьями
2 достаточно велико, накладки нагреваются. За время, которое необходимо для повторного вхождения накладки 15 в контакт с полозом 2, накладка 15 покрывается тонкой корочкой льда, и при повторном контакте трения резко снижается. Этому же способствует и попадание снега в зоне трения накладок с полозьями. Ввиду большого количества траков удельное давление, приходящееся на каждую из накладок, оказывается недостаточным для разрушения корочки льда. Для перехода от сухого трения к трению скольжения по ледяной корке или утрамбованному снегу достаточно преодолеть около 2 м пути. При номинальной (расчетной) нагрузке опоры траков 4 посредством накладок 18 на средние полозья 17 нет. При повышенной нагрузке или при наезде на препятствие траки упруго прогибаются и своими средними накладками 18 опираются на средние полозья 17.
В этом случае вследствие доступа снега в зону контакта сухое трение между накладками 18 и полозьями 17 не наступает.
При всех последующих троганиях снегохода движение начинается сразу же с низким коэффициентом трения между накладками и полозьями.
1197917
7Я 18 Ф
Риг. 9
Редактор С. Лисина
Заказ 7668/18
Составитель Л. Демидов
Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец
Тираж 600 Подлисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4