Роторный экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР, содержащий базовую машину, раму базовой машины, связанную с рамой приводного ротора, имеющей направляющие с зубчатой рейкой, приводной ротор с двусторонними ковшами, размещенный на каретке с ходовой шестерней, взаимодействующей с зубчатой рейкой, и опорные элементы рамы рабочего органа, отлишющийся тем, что, с целью повышения производительности за счет уменьшения потерь и разубоживания полезного ископаемого, связь рамы рабочего органа ,с рамой базовой машины выполнела из шарнирного узла, а рама рабочего органа установлена с возможностью поворота в вертикальной поперечной плоскости опорными элементами, выполненными в виде гидроцилиндров, а привод ротора имеет муфту сцепления, размещенную на валу приводного ротора и установленную с возможностью взаимодействия с ходовой шестерней.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН всгсою;"ыя

1 тик, -!iii%

БИБЛИОТЕКА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

7 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3489114/29-03 (22) 03.09.82 (46) 15.12.85, Бюл. № 46 (71) Институт геотехнической механики

АН УССР (72) В. Н. Беляков, В. П. Шпортько и Э. М. Паршкин (53) 621.879.48 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 152432, кл. Е 02 F 3/24, 1961.

Авторское свидетельство СССР № 48439, кл. Е 02 F 5/08, 1935. (54) (57) РОТОРНЫЛ ЭКСКАВАТОР, содержащий базовую машину, раму базовой машины, связанную с рамой приводного ротора, имеющей направляющие с зубчатой рейкой, приводной ротор с двусторон.„Я0„„1198162 A и)4 Е 02 F 324 ними ковшами, размещенный на каретке с ходовой шестерней, взаимодействующей с зубчатой рейкой, и опорные элементы рамы рабочего органа, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности за счет уменьшения потерь и разубоживания полезного ископаемого, связь рамы рабочего органа с рамой базовой машины выполнена из шарнирного узла, а рама рабочего органа установлена с возможностью поворота в вертикальной поперечной плоскости опорными элементами, выполненными в виде гидроцнлиндров, а привод ротора имеет муфту сцепления, размещенную на валу приводного ротора и установленную с возможностью взаимодействия с ходовой шестерней.

Изобретение относится к выемочнопогрузочным землеройным машинам и может быть применено в горно-добывающей, строительной и других отраслях промышленности.

Целью изобретения является повышение производительности за счет уменьшения потерь и разубоживания нолезного ископаемого.

На фиг. 1 изображен роторный экскаватор, вид сзади; на фиг. 2 — то же, вид сбоку.

Роторный экскаватор содержит базовую машину 1, раму 2 рабочего органа, связанную с рамой 3 базовой машины шарнирным узлом 4. Вдоль рамы 2 выполнены направляющие 5 с зубчатой рейкой 6. На направляющих 5 установлена каретка 7 с ходовой шестерней 8, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 6 и свободно вращающейся на валу 9 рабочего органа, выполненного из ротора 10. Вал 9 закреплен на каретке 7 и привод 11 установлен на ней же.

Ротор 10 выполнен с зубчатым венцом 12, находящимся в зацеплении с веющей шестерней редуктора привода 11. На валу 9 ротора 10 установлена муфта 13 сцепления, взаимодействующая с ходовой шестерней 8, находящейся на этом же валу 9. Ковши 14 ротора 10 имеют выпускные окна с наклонными желобами 15 (наклон по ходу движения машины I). Ковши 14 выполнены с противоположно расположенными режущими кромками 16 и шарнирно закреплены к ободу ротора 10 с возможностью перекидываться на 90 при изменении направления вращения ротора 10. Вдоль рамы 2 ротора, впереди нее, закреплен транспортер !7 с перегрузочным бункером 18, установленным над отвальным транспортером 19 с опорным колесом 20. Отвальный транспортер 19 расположен вдоль базовой машины 1 перпендикулярно транспортеру 17. Шарнирный узел 4 прикреплен к базовой машине 1 посредством базовой рамы 3 с обеспечением возможности сдвижения в вертикальном направлении при помощи гидроцилиндра 21.

По бокам рамы 2 установлены опорные элементы, выполненные в виде гидроцилиндров 22.

Работа роторного экскаватора осуществляется следующим образом.

Базовая машина 1 с рабочим органом перемещается в забойную зону и устанавливается там, после чего производится опускание шарнирного узла 4 вместе с рамой 2 рабочего органа, ротором 10 и транспортером 17 вдоль рамы 3 базовой машины посредством гидроцилиндра. Рама 2 опускается до соприкосновения ковшей 14 ротора 10 с поверхностью земли, после чего она устанавливается на гидроцилиндры 22, а гидроцилиндр 21 освобождается от давления, чтобы в процессе регулировки рамы 2 пос1198162 редством гидроцилиндров 22 не препятствовать ее перемещениям в вертикальной плоскости. Затем, отключая муфту 13 сцепления, чтобы не вращалась ходовая шестерня 8, включают привод 11, который через веду5 щую шестерню и зубчатый венец 12 ротора 10 приводит его во вращение. Постепенно, опуская опорную раму 2 гидроцилиндрами 22, начинают углубляться в породу ротором 10. Одновременно приводятся в движение транспортеры 17 и 19. Ковши 14, срезая стружку режущими кромками 16, в верхнем положении разгружаются через наклонные желоба 15, подавая извлеченную породу на транспортер 17, который через перегрузочный бункер 18 передает

15 ее на отвальный транспортер 19, а последний — в транспортное средство. При достаточном углублении ротора 10 машинист включает, муфту 13 сцепления, которая, взаимодействуя с ходовой шестерней 8, передает ей крутящий момент с вала 9.

Так как шестерня 8 постоянно находится в зацеплении с рейкой 6, то при ее вращении каретка 7 вместе с ротором 10, вращающимся на валу 9, и приводом 11 начинают перемещаться по направляющим 5.

25 Ротор 10 при своем перемещении вдоль направляющих 5 рамы 2 продолжает процесс копания. При этом на срезе обнажается расположение пластов породы и прослоек полезного ископаемого перед машинистом, как на экране. После того, как ротор подойдет к краю опорной рамы 2, машинист отключает муфту 13 сцепления от ходовой шестерни 8. Перемещение каретки 7 с ротором 10 прекращается. Производится реверс вращения ротора 10, и рама 2 опускается гидроцилиндрами 22 на величину

35 нового снимаемого слоя. При перемене направления вращения ротора 10 ковши 14 перекидываются на шарнирных узлах крепления в обратную сторону на 90, и копание производится их противоположными

4О режущими кромками 16. После необходимого заглубления ротора 10 включается муфта 13 сцепления, и каретка 7 с ротором 10 начинают перемещаться по направляющим 5 и зубчатой рейке 6 в обратную

4 сторону, разрабатывая новый слой. После того, как в образовавшемся обнажении будет видно залегание пласта или пропластка полезного ископаемого, в гидроцилиндр

21 подается давление, производится подъем опорной рамы 2 и базовая машина 1 переSO мещается вперед на шаг, равный ширине ковшей 14, ротора 10. Затем устанавливается рама 2 с опусканием ее на разрабатываемую поверхность на гидроцилиндры и производится съем пустой породы над пластом или пропластком полезного ископаемого. Отслеживание ротором 10 кривизны залегающего пласта или пропластка производится регулировкой положения опорной рамы 2 по высоте одним или двумя гидро1198162 цилиндрами 22. Для управления гидроцилиндрами возможно использование выносного пульта управления. После съема пустой породы приступают к разработке пласта или пропластка полезного ископаемого.

Поступательное шаговое движение базовой машины 1 в забое осуществляется по мере выбирания полезного ископаемого.

4137II 2 D

Редактор М. Бандура

Заказ 7694/30

Составитель Л. Котельникова

Техред И. Верес Корректор М. Самборская

Тираж 648 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4