Цепная передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1. ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая конический шкив и тяговую цепь с П-образными со скошенными торцами и ребрами жесткости рабочими звеньями, соединенными.между собой посредством валиков промежуточными звеньями, отличающаяся тем, что, с целью повьпиения нагрузочной способности, торцы П-образных рабочих звеньев цепи скощены на угол и выполнены вогнутыми с поверхностью, соответствующей ответной поверхности щкива на участке контакта со звеном, а ребра жесткости указанных звеньев выполнены в виде траверсы с,отверстием для крепления груза. 2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что ее цепь снабжена промежуточной износостойкой втулкой с кольцевой выточкой на наружной боковой поверхности и радиальным отверстием, вытянутым вдоль продольной оси цепи, соединенI ным с кольцевой выточкой, промежуточное звено цепи выполнено с замкну (Л той полостью для размещения смазки с и двумя осевыми каналами вдоль продольной .оси, каждая износостойкая втулка закреплена .на валике промежуточного звена, при этом ее радиальное отверстие расположено диаметрально противоположно -относисо тельно валика осевому каналу проме00 жуточного звена цепи. го 00 4
- СОЮЗ СОВЕТСКИХ .СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
3 КРГР".1мс Ла
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
13,„..... ., 1
$ g$j 1ДОТ 6..А
К ABTOPCHOIVIY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ P} ОТКРЫТИЙ (21) 3459670/25-27; 3583999/25-27 (22) 29. 06. 82 (46) 15. 12.85.. Бюл. № 46 (7 1) Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Артема (72) И.П. Гасюк, Л.И. Гасюк, В.И. Холоша и Г.А. Мищенко (53) 621. 867. 1(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 394607, кл. F 16 G 13/06, 1970;
Патент США № 2481232, кл. 74-257, 1946.
Патент США № 2168277, кл. 74-257, 1937. (54)(57) 1. ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА, содержащая конический шкив и тяговую цепь с П-образными со скошенными торцами и ребрами жесткости рабочими звеньями, соединенными между собой посредством валиков промежуточными звеньями, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, торцы П-образ-.
„„SU„„1198284 A (59 4 F 16 G 13/06 13/24 ных рабочих звеньев цепи скошены на угол 11 и выполнены вогнутыми с поверхностью, соответствующей ответной поверхности шкива на участке контакта со звеном, а ребра жесткости указанных звеньев выполнены в ниде траверсы с отверстием для крепления груза.
2. Передача по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что ее цепь снабжена промежуточной иэносостойкой втулкой с кольцевой выточкой на наружной боковой поверхности и радиальным отверстием, вытянутым вдоль продольной оси цепи, соединенным с кольцевой выточкой, промежуточное звено цепи выполнено с замкнутой полостью для размещения смазки и двумя осевыми каналами вдоль продольной оси, каждая износостойкая втулка закреплена .на валике промежуточного звена при этом ее раУ
ЬиМ диальное отверстие расположено
lian диаметрально противоположно относи.тельно валика осевому каналу промежуточного звена цепи.
11982
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к обезвоживающим элеваторам углеобогатительных фабрик, и может быть использовано в элеваторах любой области техники.
Цель изобретения — повьппение нагрузочной способности цепи за счет повышения сцепления цепи со шкивом и улучшение,подачи смазки в область трения шарниров.
Поставленная цель достигается тем, что фрикционные поверхности
П-образных рабочих звеньев цепи выполнены скошенными на угол 11 и имеют о криволинейную форму,:соответствующую форме шкива.
Кроме того; цепь снабжена промежуточной иэносостойкой втулкой с кольцевой выточкой на наружной боковой поверхности и радиальным отверстием, натянутым вдоль продольной оси цепи, соединенным с кольцевой вь1точкой, промежуточное звено цепи выполнено с замкнутой полостью для размещения смазки и двумя осевыми каналами вдоль продольной оси, каждая иэносостойкая втулка закреплена на валиках промежуточного звена, при этом ее радиальное отверстие расположено диаметрально противоположно относительно валика осевому каналу промежуточного звена цепи.
Ребра жесткости звеньев выполнены в виде траверсы с отверстием для > крепления груза.
На фиг. 1 изображена передача, общий вид; на фиг. 2 — сечение
А" А на фиг. 1; на фиг. 3 — П-образное звено, на фиг. 4 — промежуточное звено, разрез, на фиг. 5 — сечение
Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 — сечение .В-В на фиг. 4.
Цепь передачй содержит П-образные рабочие звенья 1 соединенные пальЭ
45 цами 2 с промежуточными звеньями 3.
Каждое рабочее звено 1 выполнено с двумя поперечными полками 4, расположенными по краям основания 5 и соединенными продольным ребром 6 жесткости. Фрикционные торцы 7 полок
4 скошены в сторону пальцев 2 под углом 11 и выполнены вогнутыми и описаны конической поверхностью такой же формы и кривизны, как и сопряженная поверхность клиновой канавки шкива 8. При таком профилировании торцы 7 контактируют с клиновой канавкой шкива 8 всей своей
84 з поверхностью. Четыре бобышки с резьбовыми отверстиями 9 служат для крепления к рабочим звеньям цепи элеваторных ковшей (не показаны). Каждое промежуточное звено 3 имеет замкнутую полость 10 для размещения смазки, соединенную двумя осевыми каналами 11 с кольцевыми проточками
12 на наружной поверхности запрессованных в промежуточное звено 3 износостойких втулок 13. Кольцевая проточка 12 каждой втулки f3 соединенена с внутренней областью 14 втулки радиальньпч отверстием 15, расположенным тоже на продольной оси звена
3, но с-диаметрально противоположной стороны втулки. Заполнение полости
10 смазкой производится через отверстие, закрываемое пробкой 16.
Снизу полость закрыта приваренной крышкой 17. Утечке смазки препятствуют уплотнительные кольца 18, утопленные в расточку звена 3.
Для крепления груза ребра жесткости выполнены с отверстием 19.
В процессе работы при набегании цепи на шкив (не показан) рабочие звенья 1 последовательно укладываются в клиновую канавку шкива 8, контактируя с ней четырьмя фрикционными торцами 7. После того, как каждое рабочее звено 1 войдет в клиновую канавку шкива 8, следующее за ним промежуточное звено 3, свободно размещенное между боковыми поверхностями клиновой канавки, повернется на определенный угол вокруг оси пальца 2 и, не имея опоры в канавке, затянет в нее звено t, так как усилие, приложенное в шарнире пальца 2, проходит ниже площади его контакта с боковыми поверхностями клиновой канавки. При сбегании цепи со шкива каждое предыдущее промежуточное звено 3, поворачиваясь на указанный угол в обратном направлении, способствует свободному выходу звена 1 из клиновой канавки.
При работе цепи смазка из полости 10 через осевой канал 11 поступает в кольцевую проточку 12 и через радиальное отверстие 15 может проникнуть в зону контакта втулки
13 Д пальцем 2, но не всегда. Когда звенья цепи расположены на прямолинейном участке цепи (имеющем для обезвоживающих элеваторов длину в среднем 20 м и наклон до 70 с горизонтом), отверстие 15 (как в з 1198284 4 клапане) оказывается перекрытым на- сцепление становится неустойчивым и ружной поверхностью .пальца 2, возможна пробуксовка. При угле клитак как оно выходит в зону наиболь- новой канавки 20Ф и менее происхошего давления пальца 2 на втулку 13. дит излишнее заклинивание рабочих
При огибании цепью шкива происходит 5 звеньев в канавке шкива, что привоотносительный поворот звеньев 1 дит к росту контактных напряжений, и 3, в результате чего зона наиболь- снижающих долговечность цепи. Оптишего давления смещается в сторону мальным углом клиновой канавки шкиот отверстия 15 и в серповидный зазор ва следует считать угол 22-24 . между пальцем 2 и втулкой 13 через 1п Предлагаемая цепь нечувствительотверстие 15 поступает порция смазки. на к увеличению шага цепи (вытяжке)
При сбегании звена со шкива зона и не имеет узлов сухого трения, что ,наибольшего давления снова оказыва- исключает дополнительные динамичесется над отверстием 15 и палец 2 кие нагрузки на шарниры и их интенперекрывает его, прекращая излнш- 1> сивный износ. Исследования, провенее поступление смазки в зону кон- денные на испытательном стенде в такта. течение 1,5лет,,показали, что срок службы предлагаемой тяговой цепи
Сцепление цепи,со шкивом наблю- в 2,5 раза выше срока службы цепи дается при углах клиновой канавки о базового объекта — серийного обез20-26, причем при угле 2б и более . воживающего элеватора типа Э06С.
1198284
1198284
Составитель E.Òîêìàêîâà
Техред Т.Дубинчак Корректор И.Эрдейи
Редактор Н.Горват
Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
11303$, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 7705/36
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4