Способ моделирования процесса шевингования зубчатых колес дисковым шевером
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ШЕВИНГОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДИСКОВЫМ ШЕВЕРОМ, осуществляемый шевером, профиль зубьев которого изменяют для каждого последующего цикла шевингования на основании измерения профиля зуба детали, шевинговаиной в предьщущем цикле, о Т л и ч а ю Щ и и с я. тем, что, с целью сокращения трудоемкости процесса моделирования, щевёр выполняют реечного типа в виде двух закрепленных механически в державке зубьев, один из рабочих профилей которых выполняют со срезанным участком активной части на величину от точки начала зацепления, определяемую по зависимости .m-5ino6(e,-e2.)) где - длина срезаемого участка активной части профиля зуба m - модуль шевера (колеса , u4 - угол профиля , 6, - коэффициент перекрытия при щевинговании реечным шевером; (Л EJ- коэффициент перекрытия при шевинговании дисковым шевером . (;о 4 Ф СП
(21) 3633169/25-08 (22) 11.08.83 (46) 23,12.85. Бюл. У 47 (71) Кировоградский завод "Гидросила" им. ХХУ съезда КПСС (72). М.М.Подгаецкий (53) 621,924.8(088,8) (56) Семенченко И.И. и др. Проектирование режущих инструментов. — М.:
Машгиз, 1963, с. 792-794. (54)(57 ) СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ IIPOЦЕССА ШЕВИНГОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
ДИСКОВЫМ ШЕВЕРОМ, осуществляемый шевером, профиль зубьев которого изменяют для каждого последующего цикла шевингования на основании измерения профиля зуба детали, шевингованной в предыдущем цикле, отличающийся, тем, что, с целью сокращения трудоемкости процесса моделирования, шевер выполняют реечного типа в виде двух закрепленных механически в державке зубьев, один из рабочих профилей которых выполняют со срезанным участком активной части на величину от точки начала зацепления, определяемую по зависимости 1 И Еа ) . где 6 — длина срезаемого участка активной части профиля зуба ш — модуль шевера (колеса), М вЂ” угол профиля, Е, — коэффициент перекрытия при шевинговании реечным шевером;
E — коэффициент перекрытия при шевинговании дисковым meseром, фиг. /
1 11
Изобретение относится к обработ ке металлов резанием, в частности может быть использовано при исследовании процесса шевингования.
Цель изобретения — сокращение трудоемкости процесса моделирования путем применения реечного шевера, обеспечивающего коэффициент перекрытия и угол зацепления, соответствующий шевингованию дисковым шевером, На фиг. 1 представлена схема зубчатого зацепления, на фиг. 2 — решетчатая диаграмма зацепления, на фиг. 3 — схема к определению длины активной части профиля, на фиг. 4— схема к определению длины срезанного участка, на фиг. 5 — конструкция зубьев реечного шевера на . фиг. 6 — пример конкретного приме нения реечного шевера при исследова- нии процесса шевингования на универсальном токарном станке.
Схема зацепления дискового шевера 1 и реечного 2 с колесом 3 представлена на фиг. 1. В зацеплении находятся две точки а и б контакта зубьев дискового шевера 1 и три точки а, б и в контакта зубьев реечного шевера 2. Из диаграммы (фиг. 2) видно, что длина линии зацепления
Ь! соответствует процессу шевингования дисковым шевером, а Lq — реечным шевером. При этом всегда Ь Ь|.
Из теории эвольвентного зацепления известно, что длина линии зацепления определяется из выражения о где f — коэффициент перекрытия; — основной шаг;
Ь вЂ” длина линии зацепления, На фиг. 3 представлена схема к определению длины активной части профиля зуба реечного шевера: а 1 а 6 где 1 — длина активной части профиа ля зуба реечного шевера, — угол профиля исходного контура, б, — коэффициент перекрытия при шевинговании реечным шевером, (для справки R — радиус окружности выступов, Ro — радиус основной окружности).
99495 2
Для обработки реечным шевером зубьев колеса необходимо обеспечить равенство линий зацепления
Ь,-Ь
15 гце 1
1 а длина вырезанного участка активной части профиля зуба; длина остатка активной части профиля зуба реечного шевера от точки 2 до вершины зуба; а т о (+ коэффициент перекрытия при шевинговании дисковым шевером.
20 где E
Получают (=7 m e>n e (Q,- å,), где и! — модуль зацепления.
Реечный шевер предлагаемой конструкции выполнен в виде двух закрепленных механически в державке зубьев. Первый зуб 4 выполняют с параметрами, обеспечивающи.ми обработку полного профиля зуба детали, второй зуб 5 выполняют со срезанным участком от точки начала зацепления до точки 2, е-е линия начала зацепления.
Такое исполнение обеспечивает равенство коэффициентов перекрытия при шевинговании дисковым и реечным шеверами, что дает возможность использовать реечный шевер
45 для исследования процесса шевингования дисковым шевером.
При работе реечным шевером предлагаемой конструкции на детали
50 обрабатывается только впадина наФ ходящаяся в зацеплении с зубом 4 полого профиля (фиг. 5). Смежная с ней впадина, обрабатываемая зубом 5, обрабатывается лишь частично, на длине профиля сопрягающего55 ся с остатком активной части профиля реечного шевера (q (фиг.4).
Следовательно, измерению профиля для определения требуемой коррекдля этого необходимо участок активности части профиля вывести из зацепления, т.е, вырезать часть профиля зуба. !
О При этом длина вырезанного участка Р (фиг.4) определяется из выражения ции подвергается только эвольвентная поверхность одной полностью обработанной впадины.
Пример конкретного применения предлагаемого технического решения представлен на фиг. 6.
Исследование процесса шевингования с помощью реечного шевера из двух работающих зубьев 4 и 5 осуществляется на универсальном токар-. ном станке 1К62.
Зубья реечного шевера закреплены в державке 6, установленной на поперечных салазках ? станка..
Радиальное сближение зубьев шевера и детали осуществляется с помощью перемещения клина 8 винтами 9.
Деталь 10 закреплена в центрах
11 и 12 станка. Поперечные салазки
1р установлены под углом скрещивания
13 по отношению к оси детали.
Перемещение салазок производится маховиком 13.
Фна 5
Уг С
Составитель С.Ласточкин
1 едактор Е.Папп Техред М.Пароцай Корректор Е.Рошко
Заказ 7767/15 Тираж 1085 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал IIIHI "Патент", г. Ужгород, ул, Проектная 4