Нарта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

НАРТА, содержащая полозья, выполненные из упругого материала, шарнирно связанные с одндаи концами стоек, которые другими конца ш шарнирно смонтированы на платформе, дугу , концы которой шарннрно закреплены на платформе, а средняя часть связана с полозьями, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей средняя часть дуги связана с полозьями с возможностью жесткой фиксации в нескольких отиосительнюс положениях, а по крайней мере одна из стоек связана с полозом упругим элементом. Ш . а 00

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ц11а В 62 В 13/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

О7@-„

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2l)3747714/27-11 (22) 30.05.84 (46) 23.12.85.Бюл. В 47 (71) Опытно-конструкторское и проектно-технологическое бюро Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства и Иркутский авиационный завод им.60-летия СССР (72) В.И.Веденкин, А.П.Зайченко, P.È,ÊîðîáèöMH, Е.Н.Петров, С.Б.Помишин, В.И.Степанов, E.Ã.Ñòaðoñòèí и В.В.Фролов (53) 629.111.7(088.8) (56) Северное оленеводство. Под ред.

H.С.Жигунова, М.: Сельхозиздат, 1961., с.292, рис.47.

„„SU„„1199687 А (54)(57) НАРТА, содержащая полозья, выполненные из упругого материала, шарнирно связанные с одними концами стоек, которые другими концами mapнирно смонтированы на платформе, дугу, концы которой шарнирно закреплены на платформе, а средняя часть связана с полозьями, о т л и ч а юш а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей средняя часть дуги связана с полозьями с возможностью жесткой фиксации в нескольких относительнык положениях, а по крайней мере одна из стоек связана с полозом упругим элементом.

1199687 фиа. 2

Составитель Т.Попова

Редактор Л. Гратилло Техред М.Пароцай Корректор H. Эрдейи

Заказ 7781124 Тираж 600 Цодписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная,. 4

Изобретение относится к сельскому хозяйству, преимущественно к транспортным средствам на оленьей тяге.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей нарты.

На фиг. 1 изображена схема нарты для,грузовой езды; на фиг.2 — то же, для легковой езды.

Нарта состоит иэ платформы 1, полозьев 2, вынолненных из упругого

"материала, копыльев 3, которые сое- динены с пороЬьями 2 шарнирно, дуги

4, которая прикреплена передней частью к полозьям 2,а концами шарнирно — к платформе 1, амортизаторов 5.

Крепление дуги 4 к передним частям полозьев 2 выполнено в виде установленных на дуге 4 и передних частях полозьев 2 стыкующихся частей узлов

6 регулирования наклона дуги и радиуса кривизны полозьев 2. Например, для выполнения одного узла 6 его закрепляющая часть шарнирно устанавли- . вается на дуге 4 в одной точке, а фиксирующая часть в виде отверстий для болтов выполняется на передней части полоза 2 в нескольких определенных точках.

Нарта используется следующим образом.

Дпя регулирования жесткости амортизации и площади скольжения полозьев при помощи узлов 6 меняют радиус кривизны полозьев 2. Для грузовой езды нарту приводят в состояние с повышенной. жесткостью. При увеличении радиуса кривизны сила упругости полозьев 2, действующая через дугу 4 на верхнюю часть копыльев 3 в направлении переда нарты, умень" шается. В результате этЬт угол yL между копыльями 3 и полозьями 2 увеличивается и возрастает жесткость нарты. Увеличение радиуса кривизны по10 лозьев 2 вызывает также увеличение площади скольжения полозьев 2, что необходимо при езде по снегу с тяжелым грузом.

15 Для легковой езды уменьшают радиус кривизны полозьев 2. При этом сила упругости полозьев 2, действующая на копылья 3, увеличивается, в результате угол с6 и жесткость нартй

20 уменьшаются. Одновременно с изменением радиуса кривизны полозьев 2 при помощи узлов 6 проводят установку дуги 4 с требуемым наклоном по росту животных в упряжке.

Все это позволяет использовать нарту для грузовой и легковой езды в оленьей упряжке и на любой механической тяге, например, в качестве прицепа к снегоходам. Кроме эффек30 та, возникающего при эксплуатации, предложенная нарта позволит организовать промышленный выпуск нарт одним типоразмером, что существенно сэкономит затраты средств и труда на.поставку нарт в производство.