Зубчато-реечный механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ, содержащий неподвижное основание, : подвижный относительно основания корпус, в котором установлены привод , вал с жестко закрепленными на нем шестерней и зубчатым колесом, две рейки, одна из которых установлена с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом, а другая - с шестерней и связана с приводом, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем увеличения дпины хода исполнительного звена, обе рейки расположены по одну сторону от оси вала, механизм снабжен дополнительным приводом, связанным с рейкой , взаимодействующей с зубчатым колесом, а привода закреплены на нег подвижном основании. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 1511 4 F 16 Н 1 9/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3752812/25-28 (22) 08.06.84 (46) 23. 12.85.Бюл . № 47 (72) А.П.Коковихин и А.Г.Ржавитин (53) 621.838(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 193871, кл. F 06 Н 19/04, 1954.
Артоболевский И;И. Механизмы в современной технике. Т.П. М.: Наука, с.617.
Механизация и автоматизация производства, 1984, ¹ 3, с.6. (54)(57) ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ.МЕХАНИЗМ, содержащий неподвижное основание, подвижный относительно основания корпус, в котором установлены привод вал с жестко закрепленными на нем шестерней и зубчатым колесом, две рейки, одна из которых установлена с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом, а другая — с шестерней и связана с приводом, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем увеличения длины хода исполнительного звена, обе рейки расположены по одну сторону от оси вала, механизм снабжен дополнительным приводом, связанным с рейкой, взаимодействующей с зубчатым колесом, а приводы закреплены на неподвижном основании.
1200039
45
S„d»j
d„dû
5 d„+ S„d„
d» d
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в производстве с применением промышленных роботов.
Цель изобретения, — расширение 5 эксплуатационных возможностей путем увеличения длины хода исполнительного звена.
На фиг.1 изображена кинематическая схема зубчато-реечного механизма," 10 на фиг. 2- положения элементов механизма, первый вариант работы; на фиг.3 — то же, второй вариант работы; на фиг.4 — то же, третий вариант работы. 15
Зубчато-реечный механизм содержит зубчатые рейки 1 и 2, установленные на неподвижном основании 3 параллельно одна другой и способные перемещаться последовательно или 20 одновременно в противоположных направлениях под действием силовых приводов, например, пневмоцилиндров 4 и
5, закрепленных на неподвижном основании 3. 25
В корпусе 6, способном перемещаться по рейкам 1 и 2, выполняющим роль направляющих, установлен свободно вращающийся вал 7. На валу 7 жестко закреплено зубчатое колесо 8, зацепленное с рейкой 1, и шестерня 9, эацепленная с рейкой 2, причем зубчатые рейки 1 и 2 расположены по одну сторону от оси вала 7.
Зубчато-реечный механизм работа35 ет следующим образом.
В зависимости от порядка перемещения реек механизм может иметь следующие варианты работы.
Под действием силовых приводов
4 и 5 зубчатые рейки 1 и 2 перемещаются во взаимно противоположных направлениях относительно основания
3. При этом зубчатая рейка I поворачивает зубчатое колесо 8 и жестко связанную с ним валом 7 шестерню 9.
Шестерня 9, обкатываясь по рейке 2, перемещает корпус 6 по направляющим рейкам 1 и 2 в противоположном направлении перемещению рейки 1 на длину хода где,! — диаметр делительной окружности колеса 8;
d — диаметр делительной окружности шестерни 9;
S» — длина хода рейки 1, эацепленной с колесом 8;
S», — длина хода рейки 2, зацепленной с шестерней 9.
Это объясняется тем, что в результате перемещения рейки 1 на длину хода S1, под действием силового привода 4 и рейки 2 на длину хода
S под действием силового привода
5 зубчатое колесо 8 и шестерня 9 совершат число оборотов п, которое выражается при обкатывании колеса 8 по рейке 1 как
S+S», (1) и при обкатывании шестерни 9 по рейке 2 как (2)
1,, d„
Приравнивая правые части уравне ний (1) и (2) находим зависимость длины хода S корпуса 6 относительно неподвижного основания 3 от длины хода S „ рейки 1, длины хода S рейки 2 и диаметров делительных окружностей дк колеса 8 и d1„ шестерни 9.
8+В» 8 Вщ откуда
При обратном перемещении реек 1 и 2 под действием силовых приводов
4 и 5 корпус 6 возвращается в первоначальное положение.
В случае, когда неподвижная рейка
2, т.е. S =О, но перемещается рейка
1, механизм работает следующим образом.
Под действием силового привода 4 зубчатая. рейка 1 перемещается относительно неподвижной рейки 2 и поворачивает зубчатое колесо 8 и жестко связанную с ним валом 7 шестерню
9. Шестерня 9. обкатываясь по неподвижной рейке 2, перемещает корпус 6 вдоль направляющих реек 1 и 2 в сторону, противоположную перемещению рейки 1 на длину хода
При обратном перемещении рейки под действием силового привода 5 корпус возвращается в исходное положение.
В случае, когда неподвижна рейка 1, т.е. S»=0, но перемещается
Составитель P.Îæèíà
Редактор Н.Данкулич Техред А.Кикемезей Корректор М.Максимишинец
Заказ 7851/42 .Тираж 897 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул.Проектная, 4
3 1 рейка 2, механизм работает следующим образом.
Под действием силового привода 5 зубчатая рейка 2 перемещается относительно неподвижной рейки 1 и поворачивает шестерню 9 и жестко связанное валом 7 с ней .зубчатое колесо 8.
Зубчатое колесо 8, обкатываясь по неподвижной рейке !, перемещает корпус
200039 4
6 вдоль направляющих реек l и 2 в сторону перемещения рейки 2 на длину хода
S к
cl Йц
При обратном перемещении рейки 2, под действием силового привода 5, корпус 6 возвращается в исходное положение.