Шариковый винтовой механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ШАРИКОВЫЙ ШИТОВОЙ МЕХАНИЗМ, содержащий корпус, pasMetqeHi4ift в нем винт, взаимодейс-гвующзпо с ним гайку, выполненную в виде соосно установленных двух полугаек, одна из которых неподвижна, шарики, размещенные в канавках винта и гаек, и устройст во для выборки зазора в виде мерного проставка, размещенного между полугайками , отличающийся тем, что, с цепью повышения эффективности регулирования зазора,.мерный проставок вьшолнен из материала, обладающего свойством обратимой памяти ..
СОЮЗ С08ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) . (11) (51) 4 F 16 H 25/22 (21). 3754692/25-. 28 (22) 14.06.84 (46) 23.12.85.Бюл. Ф 47 (71) Ленинградский ордена Ленина политехнический институт им. М.И.Калинина (72) П.Л.Ливотов (53) 62.231.223(088.8) (56) Павлов Б.И. Шариковинтовые механизмы в приборостроении. Л.: Машиностроение, 1968, с.19, рис. 1.
Авторское свидетельство СССР
Ф 721629, кл. F 16 М 25/22, 1977. (54) (57) ШАРИКОВЫЙ ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ содержащий корпус, размещений в нем
: винт, взаимодействующую с ним гайку, выполненную в виде соосно установленных двух полугаек, одна из которых неподвижна, шарики, размещенные в канавках винта и гаек, и устройс Фво для выборки зазора в виде мерного проставка, размещенного мевду полугайками, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности регулирования зазора,,мерный проставок выполнен из материала, обладающего свойством обратимой памяти.
ВНИИПИ Заказ 7851/42 Тираж 897 Подписное
Филиал ППП "Патент", r.Ужгород, ул.Проектная, 4
1 1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, и может быть использовано в приборостроении.
Цель изобретения — повышение эффективности регулирования зазора путем упрощения конструкции вкладыша.
На фиг.| изображен шариковый винтовой механизм, фронтальный разрез на фиг.2 — мерный проставок в изометрии, общий вид.
Шариковый винтовой механизм состоит из винта 1, неподвижно закрепленной в корпусе 2 полугайки 3, имеющей воэможность осевого перемещения относительно корпуса, полугайки 4,мерного проставка 5 (полугайка 3 фиксируется в корпусе 2 посадкой с натягом) .
Мерный проставок 5 установлен между подвижной полугайкой 4 и корпусом 2 и изготовлен из материала, обладающего свойством обратимой памяти формы (например, из сплава никеля и титана в соотношении ингредиентов, вес.%: Ni — 55, Ti — остальное).
Тела качения (шарики) и каналы возврата в виде вкладышей не показаны.
Шариковый винтовой механизм работает следующим образом.
Мерный проставок предварительно обрабатывают так, чтобы при температуре, превышающей температуру работы механизма, толщина проставка была бы минимальной, а при температуре работы механизма толщина проставка была бы максимальной. При этом
200043 2 разность толщин проставка определяет относительное осевое смещение полугаек, а, следовательно, величину зазора (натяга) в передаче.
Для этого изготавливают мерный проставок иэ заготовки, например, на металлорежущем станке. Затем деформируют мерный проставок, уменьшая его толщину на заданную величи10 ну, равную относительному осевому смещению полугаек. После этого осуществляют высокотемпературный отжиг проставка с последующим охлаждением.
Конкретно характер термообработки зависит от вида материала, обла" дающего свойством обратимой памяти формы.
Далее нагретый мерный проставок с минимальной толщиной устанавливают
2р в корпус 2 и завинчивают полугайку
4 до упора в мерный проставок.
При охлаждении мерного проставка его толщина увеличивается на заранее заданную величину, и полугай25 ка 4 смещается относительно полугайки 3, выбирая зазор или создавая натяг в механизме.
Вращению полугайки 4 вокруг оси препятствуют силы трения между торцом полугайкн 4 и торцом мерного проставка 5 (для .предотвращения вращения полугайки 4 вокруг своей оси в отдельных случаях на торце
35 полугайки 4 и на торце мерного проставка 5 могут быть выполнены зубчатые венцы, которые будут взаимо действовать один с другим).
Для снятия натяга в механизме
40 необходимо нагреть мерный проставок до температуры, при которой толщина проставка вновь станет минимальной.