Стенд для испытаний муфт свободного хода

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СТЕНД ДОЯ ИСПЫТАНИЯ МУФТ СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий корпус, привод и преобразующий механизм, вьтолненньй в виде карданной передачи неравных угловых скоростей с ведущим валом, связанным с приводом ведомым валом, имеюпщм элементы для соединения с одной полумуфтой испытуемой муфты, и промежуточным элементом, шарнирно связанным с ведучцда и ведомым валами, и в виде упругого элемента, один конец которого снабжен элементами для соединения с другой полумуфтой испытуемой муфты, а также в виде механизма для изменения углового положения ведомого вала, отличающийс я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости испытаний и улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения плавного регулирования нагрузки во время работы стенда, он снабжен шарниром равных угловых скоростей, ведущий элемент которого жестко связан с ведущим валом карданной передачи неравных угловых скоростей, а ведомый элемент связан с другим концом упругого элемента и установлен с возможностью вращения внутри ведомого вала карданной передачи угловых скоростей, механизм для изменения углового положения ведомого вала выполнен в виде дополнительного привода и регулируемой (Л опоры, кинематически связанной с ним с возможностью перемещения в направлении , перпендикулярном к оси ведомого вала, при этом последний установлен с возможностью вращения в регулируемой опоре, а промежуточный элемент карданной передачи неравных угловых скоростей и ведомый элемент шарнира равных угловых скоростей имеют общий центр поворота.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (я) 4 G 01 M 13/00

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИ

И АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЬГГИЙ (21) 3685504/25-27 (22) 05.01.84 (46) 23.12.85. Бюл.У 47 (71) Курганский машиностроительный институт .(72) В.П.Косов, В.Б.Держанский и С.И.Худорожков (53) 621.825.001.4(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 720332; кл. 9 01 И 13/00, 1978. (54) (57) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МУФТ

СВОБОДНОГО ХОДА, содержащий корпус, привод и преобразующий механизм, выполненный в виде карданной передачи неравных угловых скоростей с ведущим валом, связанным с приводом ведомым валом, имеющим элементы для соединения с одной полумуфтой испытуемой муфты, и промежуточным элементом, шарнирно связанным с ве" дущим и ведомым валами, и в виде упругого элемента, один конец которого снабжен элементами для соединения с другой полумуфтой испытуемой муфты, а также в виде механизма для изменения углового положения ведомого вала, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости испытаний и улучшения эксплуатационных качеств путем обеспечения плавного регулирования нагрузки во время работы стенда, он снабжен шарниром равных угловых скоростей, ведущий элемент которого жестко связан с ведущим валом карданной передачи неравных угловых скоростей, а ведомый элемент связан с другим концом упругого элемента и установлен с возможностью вращения внутри ведомого вала карданной передачи угловых скоростей, механизм для изменения углового положения ведомого вала выполнен в виде дополнительного привода и регулируемой опоры, кинематически связанной с ним с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном к оси ведомого вала, при этом последний установлен с возможностью вращения в регулируемой опоре, а промежуточный элемент карданной передачи неравных угловых скоростей и ведомый элемент шарнира равных угловых скоростей имеют общий центр поворота.

12001

Стенд для испытаний муфт свободного хода содержит корпус 1, на котором установлен привод 2, преоб25 разующий механизм, выполненный в виде карданной передачи неравных угловых скоростей, имеющей установленный в опоре 3 ведущий вал 4, который соединен с приводом 2 фрикционной муфтой, состоящей из ведущей полумуфты 5 и ведомой полумуфты

6, связанной с маховиком 7, а также ведомый вал 8, имеющий элементы соединения с ведомой полумуфтой 9 35 испытуемой муфты (не показаны) и: вильчатые выступы 10, и промежуточный элемент 11 в виде кольца, снабженный двумя диаметрально расположенными шипами 12, с помощью кото- 40 рых промежуточный элемент ll шарнир. но соединен с вильчатыми выступами

10 ведомого вала 8. С ведущим валом

4 жестко связан ведущий элемент 13 шарнира равных угловых скоростей, 45 который снабжен двумя диаметрально расположенными шипами 14, ось которых перпендикулярна оси шипов 12 и с помощью которых ведущий элемент

13 шарнирно соединен с промежуточ- 50 ным элементом 11. Ведущий элемент

l3 шарнира равных угловых скоростей имеет внутреннюю сферическую поверхность 15, центр которой совмещен с осью вращения ведущего вала 4 и 55 находится в плоскости расположения шипов 12 и 14. На сферической поверхности 15 выполнены полукольце1

Изобретение относится к машино-„ строению, в частности к испытательным стендам, Цель изобретения - уменьшение .трудоемкости испытаний и улучшение эксплуатационных качеств путем обеспечения плавного регулирования на-. грузки во время работы стенда.

На фиг.l показана конструктивная схема стенда для-, испытаний муфт 10 свободного хода; на фиг.2 — сечение

А-А на фиг.l; на фиг.3 " вид Б на фиг.l (механизм для изменения угло-. вого положения ведомого вала карданной передачи); на фиг.4 — графичес- .15 кие зависимости скоростей вращения ведущего вала и ведомого элемента . шарнира равных угловых скоростей, 53, ведомого вала шарнира неравных угловых скоростей Я, а также Момента нагрузки муфты свободного хода от угла поворота ведущего вала M .

53 2 вые канавки 16, расположенные в плоскостях, проходящих через ось ведущего вала 4. В канавках 16 установлены шарики 17, соединяющие элемент 13 с ведомым элементом

l8 шарнира равных угловых скоростей имеющим наружную сферическую поверхность 19 с полукольцевыми канавками 20 для шариков 17, Ведомый элемент 18 соединен жестко с упругим. элементом 21, другой конец которого соединен с ведущей полумуфтой 22 испытуемой муфты .свободного хода. Между полумуфтами 9 и 22 расположены тела 23 заклинивания, Шарики 17 расположены свободно в отверстиях сепаратора 24, в центральном отверстии которого установлен. рычажок 25, опирающийся сферическими концами с одной стороны,на ведущий вал 4, а с другой - на ведомый элемент 18 шарнира равных угловых скоростей.

Упругий элемент 21 может быть выполнен в виде торсионного вала, пружины кручения или упругой муфты.

Ведомый вал 8 установлен на подшипниках 26 качения в регулируемой .опоре 27.

Ф

Стенд имеет также механизм для изменения углового положения ведомого вала 8, выполненный в виде дополнительного привода, содержащего, например, винт 28, шарнирно соединенный с корпусом 1, и гайку 29, шар-, нирно соединенную с регулируемой опорой 27.

Стенд работает следующим образом.

При выключении привода 2 и последующем соединении полумуфт 5 и 6 фрикционной муфты приводится во вращение преобразующий механизм с испытуемой муфтой свободного хода и маховик 7 накапливает кинетическую энергию. При соосном расположении ведущего 4 и ведомого 8 валов карданной передачи неравных угловых скоростей ее ведомый вал 8 и ведомый элемент 18 шарнира равных угловых скоростей вращаются с одинаковыми угловыми скоростями без погружения упругого элемента 21 и испытуемой муфты 9,22.Вращением винта 28 дополнительного привода перемещается регулируемая опора 27,при этом ось ведомого вала 8 и ведомого элемента 18 поворачивается вокруг центра. шарнира равных угловых скоростей по отношению к оси ведущего вала 4. В связи

25 з 1200 с этим ведомый вал 8 и соответственно ведомая полумуфта 9 испытуемой муфты свободного хода начинают вращаться неравномерно со скоростью Я (фиг.4), Скорость изменяется циклически с

0 периодом 180, то превышая, то отставая от угловой скорости И, ведущего вала 4. При этом размах колебаний скорости увеличивается по мере удаления опоры 27 от нейтрального 10 положения. Ведомый элемент 18 mар" яира равных угловых скоростей вращается с той же угловой скоростью ведущего вала (д,, так как шарики 17 передающие ему вращение от вала 4, располагаются с помощью рычажка 25 и сепаратора 24 в биссекторной плоскости, делящей угол между осями валов 4 и 8 пополам. Ведомая полумуфта 9 фиг.4) из положения (f= 0 начинает. обгонять ведущую о полумуфту 22. При этом происходит зажатие полумуфтами тел 23 заклинивания муфты и поворот ведущей полумуфты 22 относительно ведомого элемента 18 шарнира равных угловых скоростей с закручиванием упругого элемента 21. В замкнутом контуре, включающем .детали 13-14-11-12-8-923-22-21-18-17-13, возникает момент

153 4 нагрузки, пропорциональный углу закручивания упругого элемента 21, который растет до поворота ведущего о вала на угол Ч" = 90 . При этом в упругом элементе 21 накапливается потенциальная энергия за счет кинематической энергии маховика 7. При ! дальнейшем повороте ведущего вала 4 ведомый вал 8 начинает отставать от него и происходит раскручивание упругого элемента 21 со снижением момента нагрузки. Потенциальная энергия упругого элемента 21 переходит в кинематическую энергию маховика 7. Далее цикл работы стенда повторяется.

Зависимость N T (фиг.4) характеризует теоретическое изменение момента нагрузки. Реально в начальной фазе заклинивания муфты свободного хода за угол с д происходит выборка зазоров в подвижных соединениях.

Соответственно раскручивание упругого элемента .21 заканчивается раньше и поворот на угол Cf » происходит при холостом ходе испытуемой муфты, когда ее ведомая полумуфта

9 вращается медленнее ведущей полумуфты 22.

1200I53

А-A

32

ВНИИПИ Заказ 7858/48 Тираж 896 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная, 4