Способ технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИЗНАШИВАЮЩИХСЯ СОПРЯЖЕНИЙ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ СМАЗКЕ, заключающийся в том, что на трущиеся поверхности наносят смазку, проводят наработку сопряжения и измеряют параметр трения , по которому проводят техническую диагностику, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, проводят дисперсионный анализ размеров частиц износа, а в качестве параметра трения принимают объем смазки, уносимой из зоны контакта частицами износа

,СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСИИХ

РЕСПУБЛИН (1S1 (11) А

ling y С 01 N 3 56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Я

Qf

1 (21) 3 754059/25-28 (22) 15.06.84 (46) 23.12.85. Бюл. Ф 47 (72) Е.Н.Головенкин, И.С.Кузьмин, А.С.Кисель, В.Н.Ражиков, К.Г.Смирнов-Васильев н Э.М.Ямашев (53) 620.178.162(088.8) (56) Чихос Х. Системный анализ в трибонике. — М.;Мир, 1982, с.263-270. (54)(57) СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИЗНАШИВАКЩИХСЯ СОПРЯЖЕНИЙ ПРИ

ОГРАНИЧЕННОЙ CNA3KR, заключающийся в том, что на трущиеся поверхности наносят смазку, проводят наработку сопряжения и измеряют параметр трения, по которому проводят техническую диагностику, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, проводят дисперсионный анализ размеров частиц износа, а в качестве параметра трения принимают объем смазки, уносимой из эоны контакта частицами износа.

Заказ 7858/48 Тираж 896 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г, Ужгород, ул. Проектная, 4

1 12ОО

Изобретение относится к области машиностроения для технической диагностики изнашивающихся сопряжений при ограниченной смазке, например, наносимой однократно или периодически на поверхности с большой разностью радиусов кривизны.

Цель изобретения — снижение трудоемкости технической диагностики сопряжений, 10

Способ осуществляется следующим образом.

На трущиеся поверхности наносят смазку. Проводят наработку сопряжения при заданных значениях удель- 15 ной нагрузки, скорости относительного перемещения поверхностей сопряжения, температуре поверхностей и других контактных параметрах. Измеряют в ходе наработки сопряжения 20 параметр трения, по которому проводят техническую диагностику. По истечении заданного количества часов берут пробу смазки из зоны контакта поверхностей сопряжения, вы- 25 деляют частицы износа и проводят дисперсионный анализ их размеров, например, на поляризационном микроскопе MHM-8. В качестве параметра трения принимают обьем смазки, уносимый из эоны контакта частицами износа. С учетом уносимого частицами износа объема смазки при определенных обьеме смазки в рабочей эоые после приработки и интенсивности изнашивания сопряжения проводят его .техническую диагностику с целью нахождения, например, длительности ра-. боты сопряжения до момента, когда вся смазка с поверхностей уносится 4 частицами износа, что вызывает повышенный износ сопряжения.

Пример. Проводят техническую диагностику функционального поведения цилиндрической эвольвентной эуб- 4> чатой передачи с модулем 0,3 мм, числом зубьев шестерни, равным 40Ä колеса — 65, шириной венца шестерни

5 мм, колеса — 2 мм. Материал зубчаСоставитель

Редактор И.Николайчук Техред

165 2 тых колес — сталь 25Х13Н2, твердость сердцевины зуба после термообработки Н1 С 28 — 32, для смазки передачи применяется пластичный смазочный материал. Удельная нагрузка в зацеплении 60 10 Н/м, угловая скорость шестерни 130 с, окружающая среда— воздух при комнатной температуре, Зубчатые колеса изготовлены фрезерованием и соответствуют 7-й степени точности. Шероховатость поверхностей активных профилей зубьев 0ц =1,25 мкм.

После окончания периода приработки с помощью микроскопа УИМ-21 с точ" ностью до 1 мкм исследуют размеры резервной и рабочей зоны смазки на шестерне.

Объем смазки после приработки устанавливают экспериментально на подобных передачах, работавших при тех же режимах эксплуатации, взвешиванием на аналитических весах ВЛА-200 г с точностью 0,0002 г зубчатых колес с оставшейся смазкой, сухих колес и свободных частиц износа, накопившихся в смазке. В результате установлено, что количество смазки в рабочей зоне передачи 8,595 10 м . ю э

После 2000 ч работы передачи берут пробу смазки из рабочей зоны, выделяют свободные частицы износа и проводят дисперсионный анализ размеров на поляриэационном микроскопе

МИН-8. Форма частиц близка к сферической, наиболее вероятный диаметр

0,84 мкм. Одна частица такого размера уносит с собой объем смазки, равный 5,55 ° 10 9 м .

Исследованием износа профилей зубьев получено, что скорость изна-9 шивания передачи равна 1,15 10 мкм/ч.

По объему смазки в рабочей зоне после приработки, интенсивности изнашивания и объему смазки, уносимой час" тицами износа, проводят техническую диагностику передачи, например, находят, что длительность работы передачи до уноса всей смазки 5010 ч.

В.Данилов

А.Бабинец Корректор С.Шекмар